ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА

Голосуйте за сочинение

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне — изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
А. Блок
С именем Блока в нашем представлении
связан, прежде всего, образ романтического
поэта, воспевающего в своих стихах идеаль-
ную возлюбленную, воплощение совершен-
ной женственности и красоты. Появление
этого мотива (скорее, даже лейтмотива ран-
него творчества автора) связано с эстетикой
символизма и с философией и поэзией Вл.
Соловьева. Учение последнего о Мировой Ду-
ше или Вечной Женственности, призванной
обновить и возродить мир, прошло сквозь
призму поэтического таланта Блока. При
этом «Стихи о Прекрасной Даме» во многом
автобиографичны, насколько это слово может
быть применимо к поэтическому произведе-
нию. Блок воплотил в них интимно-лиричес-
кие переживания своей юности. Любимая де-
вушка становится в его стихах Святой, Пре-
чистой Девой, символом женственности и
красоты.
Весь цикл стихов о Прекрасной Даме про-
низан пафосом целомудренной любви к жен-
щине, рыцарского служения ей и преклоне-
ния перед нею как перед олицетворением
идеала духовной красоты, символом всего
возвышенно-прекрасного. Героиня поэзии Бло-
ка видится герою не как земная женщина, а
как божество. У нее несколько имен: Пре-
красная Дама, Вечно Юная, Святая Дева,
Владычица Вселенной. Она — небесная, та-
инственная, недоступная, отрешенная от
земных бед:
Прозрачные, неведомые тени
К тебе плывут, и с ними Ты плывешь,
В объятия лазурных сновидений,
Невнятных нам, — Себя Ты отдаешь.
Она недоступна герою, потому что он —
только человек, земной, грешный, смертный:
А здесь, внизу, в пыли, в уничиженье,
Узрев на миг бессмертные черты,
Безвестный раб, исполнен вдохновенья,
Тебя поет. Его не знаешь Ты…
Лирический герой цикла, двойник по-
эта —
Порой слуга, порою милый,
И вечно — раб.
Рыцарь, коленопреклоненный монах, раб,
он свершает свое служение прекрасной ца-
рице, Пречистой Деве:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд,
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцанье красных лампад.
Во всем герою чудится ее присутствие —
в бездонной лазури неба, в весеннем ветре,
в песне скрипки:
С той поры, что ни ночь, что ни день,
Надо мной твоя белая тень,
Запах белых цветов средь садов,
Шелест, легких шагов у прудов…
При этом героиня почти бесплотна, бесте-
лесна, ее образ не предполагает ничего кон-
кретного, «осязаемого», ведь все земное ей
чуждо:
Вот лицо возникает из кружев,
Возникает из кружев лицо…
Вот плывут ее вьюжные трели,
Звезды светлые шлейфом влача…
«Мне не слышны ни вздохи, ни речи», —
говорит герой.
Для описания объекта своего поклонения
автор использует эпитеты типа «лучезар-
ный», «таинственный», «несказанный», «оза-
ренный», «отрадный». Но в некоторых стихах
о Прекрасной Даме ее образ принимает более
конкретные, земные черты, лишенные нале-
та мистики:
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?
Перед нами уже не отвлеченный образ,
а земная женщина; следует заметить, что го-
воря о ней, поэт отказывается от прописных
букв.
В стихах, последовавших вслед за цик-
лом о Прекрасной Даме, можно проследить
дальнейшее развитие ее образа. Героиня
цикла так и осталась небожительницей, не
снизошедшей к герою и его любви. В более
поздних стихотворениях возникает фигура
новой героини, также по-своему воплощав-
шей идеал красоты и света. Небесный ан-
гел, Звездная Дева неожиданно падает на
землю:
Звездой кровавой ты текла,
Я измерял твой путь в печали,
Когда ты падать начала.
Метафизическое падение Девы тревожит
и печалит героя, но затем он понимает, найдя
свою возлюбленную на неосвященной земле,
в «неосвещенных воротах», что
И этот, взор не меньше светел,
Чем был в туманных высотах.
Спустившись с «небес», героиня не поте-
ряла своей красоты, прелести, очарования.
Так рождается на свет Незнакомка — сошед-
ший на землю ангел, «гений чистой красоты»,
говоря словами А. С. Пушкина. В стихотворе-
нии «Шлейф, забрызганный звездами» геро-
иня сравнивается с кометой, падающей вниз,
соединяющей этим своим падением небо и
землю:
Шлейф, забрызганный звездами,
Синий, синий, синий взор.
Меж землей и небесами
Вихрем поднятый костер.
Так образ мистической «Вечной Женст-
венности» сменяется в поэтическом мире Бло-
ка романтическим образом живущей на земле
Незнакомки. И тогда возникает другой кон-
фликт:
Средь этой пошлости таинственной,
Скажи, что делать мне с тобой —
Недостижимой и единственной,
Как вечер дымно-голу бой?
Героиня обречена на пребывание в мире
пошлости и грязи. Как возможно сосущест-
вование прекрасного и безобразного, возвы-
шенного и обыденного? На этот вопрос Блок
пытается дать ответ в своем стихотворении
«Незнакомка». Оно построено на противопос-
тавлении двух миров. В первой части поэт
дает картину уродливой повседневной реаль-
ности (духота улиц, скука, пыль, плач, визг).
Обыденность, привычность происходящего
подчеркиваются неоднократным употребле-
нием сочетания «и каждый вечер». И в то же
время —
…в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
Образ Незнакомки нельзя толковать од-
нозначно. То ли это только видение, пригре-
зившееся сидящему за стаканом вина герою?
То ли это реальная женщина, наделенная атри-
бутами романтической возлюбленной — опять
же, не без воздействия алкоголя? Наследник
романтизма, Блок не избегает двусмыслен-
ности и иронии. Несомненным представля-
ется одно: мечта и действительность несо-
вместимы, в мире быта нет места идеалу.
Последние строки выглядят саркастическим
выводом:
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Но — как знать? Может быть,
это — вино поэзии?
Романтический по своему характеру: об-
раз Прекрасной Дамы придает трагическое
звучание блоковским произведениям. Иде-
альная возлюбленная далека, недоступна,
безжизненна она лишь символ. Со временем
ее образ наполняется жизненным содержа-
нием: поэт ищет свою героиню в этом мире.
Но встреча не может принести ему ни радо-
сти, ни успокоения, так как невозможность
существования ее на земле очевидна. Так раз-
вивается и находит свой конец в поэзии Бло-
ка образ Прекрасной Дамы — Вечной Жен-
ственности желанной подруги — падшего ан-
гела — Незнакомки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *