ЭТАПЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. А. БУНИНА

загрузка...
Голосуйте за сочинение

«Русским классиком рубежа двух столе-
тий» назвал Бунина К. Федин. Бунин был
крупнейшим мастером русской реалисти-
ческой прозы и выдающимся поэтом начала
XX века. Писатель-реалист видел и немину-
емое разрушение, и запустение «дворянских
гнезд», наступление буржуазных отношений,
проникавших в деревню, правдиво показал
темноту и косность старой деревни, создал
много своеобразных, запоминающихся ха-
рактеров русских крестьян. Проникновенно
художник пишет и о чудесном даре любви, о
неразрывной связи человека с природой, о
тончайших движениях души.
Литературная деятельность Бунина начи-
нается в конце 80-х годов прошлого столетия,
молодой писатель в таких рассказах, как «Ка-
стрюк», «На чужой стороне», «На хуторе» и
других, рисует безысходную нищету крес-
тьянства. В рассказе «На край света» автор
рассказывает о переселении безземельных ук-
раинских крестьян в далекий Уссурийский
край, описывает трагические переживания пе-
реселенцев в момент разлуки с родными мес-
тами, слезы детей и думы стариков.
Произведения 90-х годов отличаются демо-
кратизмом, знанием народной жизни. Проис-
ходит знакомство с Чеховым, Горьким. В эти
годы Бунин пытается сочетать реалистические
традиции с новыми приемами и принципа-
ми композиции, близкими к импрессионизму
(размытая фабула, создание музыкального,
ритмического рисунка). Так в рассказе «Анто-
новские яблоки» показаны внешне не связан-
ные эпизоды жизни угасающего патриархаль-
но-дворянского быта, окрашенного лирической
грустью и сожалением. Однако в рассказе не
только тоска по запустелым «дворянским гнез-
дам». На страницах возникают чарующие пей-
зажи, овеянные чувством любви к родине,
утверждающие счастье слияния человека с
природой.
И все-таки социальные проблемы посто-
янно присутствуют в его произведениях. Вот
бывший николаевский солдат Мелитон («Ме-
литон»), которого прогнали плетьми сквозь
строй, потерявший семью. В рассказах «Руда»,
«Эпитафия», «Новая дорога» встают картины
голода, нищеты и разорения деревни. Эта со-
циальная обличительная тема как бы оттес-
няется на второй план, на первый план выхо-
дят «вечные темы»: величие жизни и смер-
ти, неувядающая красота природы («Туман»,
«Тишина»). В 1909 г. Бунин писал Горькому
из Италии: «Вернулся к тому, к чему вы со-
ветовали вернуться, — к повести о деревне»
(рассказ «Деревня»).
Деревенская жизнь дана через восприя-
тия братьев Тихона и Кузьмы Красовых.
Кузьма хочет учиться, затем пишет о жизни,
о лености русского народа. Тихон — круп-
ный кулак, который беспощадно расправ-
ляется с крестьянским волнением. У автора
заметно сочетание безотрадной картины жиз-
ни деревни с неверием в творческие силы
народа. Но он правдиво показывает в «Де-
ревне» косность, грубость, отрицательные,
тяжелые стороны деревенского быта, кото-
рые были результатом векового угнетения.
В этом сила повести. Это отметил Горький:
«Дорог мне этот скромно скрытый, заглушен-
ный стон о родной земле. Дорога благородная
скорбь, мучителен страх за нее, и все это но-
во. Так еще не писали». «Деревня» — одно из
лучших произведений русской прозы начала
XX века.
В 1911—1913 гг. Бунин все шире охваты-
вает различные стороны русской действи-
тельности: и вырождение дворянства («Сухо-
дол», «Последнее свидание»), и уродливость
мещанского быта («Хорошая жизнь», «Чаша
жизни»), и тему любви, которая часто бывает
пагубной («Игнат», «При дороге»). В обшир-
ном цикле рассказов о крестьянстве («Весе-
лый двор», «Будни», «Жертва» и другие) пи-
сатель продолжает тему «Деревни». В повес-
ти «Суходол» решительно пересматривается
традиция поэтизации усадебной жизни, пре-
клонение перед красотой угасающих «дво-
рянских гнезд».
Идея кровного единения поместного дво-
рянства и народа в повести «Суходол» соче-
тается с мыслью автора об ответственности
господ за судьбы крестьян, об их страшной
вине перед ними. Протест против фальшивой
буржуазной морали заметен в рассказах
«Братья», «Господин из Сан-Франциско». В рас-
сказе «Братья» (он написан после поездки на
Цейлон) даны образы жестокого, пресыщен-
ного англичанина и молодого «туземца«-рик-
ши, влюбленного в девушку-туземку. Конец
плачевный: девушка попадает в дом тер-
пимости, герой кончает жизнь самоубийст-
вом. Колонизаторы приносят разрушение и
смерть.
В рассказе «Господин из Сан-Франциско»
писатель не дает имени герою. Американ-
ский миллионер, всю жизнь истративший
в погоне за прибылью, на склоне лет вместе
с женой и дочерью едет в Европу на «Атлан-
тиде», роскошном пароходе тех лет. Он само-
уверен и заранее предвкушает те наслажде-
ния, которые могут быть куплены за деньги.
Но все ничтожно перед смертью. В гостини-
це на Капри внезапно он умирает. Его труп
в старом ящике из-под содовой обратно от-
правляют на пароход. Бунин показал, что
господин из Сан-Франциско («новый человек
со старым сердцем»,’ по выражению Бунина)
принадлежит к числу тех, которые ценой ни-
щеты и гибели многих тысяч людей приобре-
ли миллионы и теперь пьют дорогие ликеры
и курят дорогие гаванские сигары. Своеоб-
разным символом фальши их существования
автор показал влюбленную пару, на которую
любовались пассажиры. Только один капитан
корабля знает, что это «нанятые влюблен-
ные», за деньги играющие в любовь для сы-
той публики. И здесь контраст жизни бога-
тых и людей из народа. Образы тружеников
овеяны теплотой и любовью (коридорный Луи-
джи, лодочник Лоренцо, горцы-волынщики),
они противостоят аморальному и лживому
миру сытых.
Ужасам войны Бунин противопоставляет
красоту и вечную силу любви — единой и
непреходящей ценности («Грамматика люб-
ви»). Но иногда и любовь несет обреченность
и гибель («Сын», «Сны Ганга», «Легкое ды-
хание»).
После 1917 года Бунин оказался в эми-
грации. В Париже он пишет цикл рассказов
«Темные аллеи». Особенно привлекательны
в них женские образы. Любовь — высочай-
шее счастье, но она бывает недолговечной и
непрочной, любовь бывает одинокой, забро-
шенной («Холодная осень», «Париж», «На чуж-
бине»). Роман «Жизнь Арсеньева» (1924—
1928 годы) написан на автобиографическом
материале. Здесь порой поэтизируется про-
шлое монархической России. Героическая вой-
на России с фашистской Германией волновала
художника, он любил свою родину.
Бунин близок Чехову, писал русские но-
веллы. Он мастер детали, великолепный пей-
зажист. В отличие от Куприна Бунин не стре^
милея к острозанимательным сюжетам, его
отличает лиризм рассказа. Признанный мас-
тер прозы, Бунин — и выдающимся поэтом..
В 80—90-х годах XIX века любимой темой
стихов была природа («Листопад»). Вот образ
осени, «тихой вдовой» вступающей в лесные
хоромы:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою толпой
Стоит над светлою поляной.
Появлялись и декадентские мотивы, но не-
надолго. Издаются гражданские стихи «Джор-
дано Бруно», «Ормузд»,’ «Пустошь» и другие,
в ряде стихов даются реалистичные картины
деревенского и усадебного быта, с сочувствием
очерчены образы простых людей («Пахарь»,
«Сенокос», «На Плющихе», «Песня»).
Бунин был превосходным переводчиком
(«Каин» и «Манфред» Байрона, «Крымские со-
неты» Мицкевича, «Песня о Гайавате» Лонг-
фелло; переводы из Шевченко — «Завеща-
ние»). Для нас важна высокая поэтическая
культура Бунина, мастерское владение сокро-
вищами русского языка, высокий лиризм худо-
жественных образов, совершенство форм его
произведений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *