ДВУЛИКАЯ ПРАВДА ГЕРОЕВ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

Голосуйте за сочинение

В пьесе «На дне» Горький показывает
людей сломленных жизнью, отброшенных
обществом. Пьеса «На дне» — это произведе-
ние, которое лишено действия, в нем нет за-
вязки, основного конфликта и развязки. Это
как бы набор откровений различных людей,
собравшихся в ночлежке. Герои, их внутрен-
ний мир раскрываются не из поступков, а из
разговоров. Каждый герой несет какую-то
свою философию, свою идею.
Попробуем разобраться, какую же фи-
лософию несут в себе герои пьесы «На дне».
Первое, что бросается в глаза, — это гру-
бость в разговорах героев. Люди как будто
озверели, они уже не могут говорить нор-
мальным живым тоном. Даже Клещ не мо-
жет сказать ласкового слова умирающей
жене («заныла»).
Считается, что главное слово в пьесе —
«правда». Это слово лейтмотивом проходит
через всю пьесу. Но правда героев неодно-
значна. Она находится как бы в двух измере-
ниях. С одной стороны — правда их буднич-
ной повседневной жизни, правда «дна», и с
другой — правда, которую они хотели бы ви-
деть. Это правда «вымышленная».
И с самого начала мы видим конфликт
этих двух правд.
«Квашня. Чтобы я, — говорю, — свобод-
ная женщина, сама себе хозяйка, да кому-
нибудь в паспорт вписалась, чтобы я муж-
чине в крепость себя отдала — нет! Да
будь он хоть принц американский, — не по-
думаю замуж за него идти.
Клещ. Врешь!
Квашня. Чего-о?
Клещ. Врешь! Обвенчаешься с Абрам-
кой…
Квашня. Козел ты рыжий! Туда же —
врешь! Да как ты смеешь говорить мне та-
кое дерзкое слово?
Клещ. Велика барыня!.. А с Абрамкой ты
обвенчаешься… только того и ждешь…
Квашня. Конечно! Если бы… как же! Ты
вон заездил жену-то до полусмерти…
Клещ. Молчать, старая собака! Не твое
дело…
Квашня. А-а! Не терпишь правды!»
Из этой короткой сцены становится понят-
ной сущность конфликта этих двух правд.
Никто из героев не хочет признаваться себе
в своем ничтожном положении, то есть в ре-
альной правде.
Своей кульминации конфликт реальной и
вымышленной правды, завязавшийся с само-
го начала пьесы, достигает в третьем дейст-
вии в споре о правде Бубнова, Клеща и Лу-
ки. Клещ обнажает правду реальную.
«Клещ. Какая — правда! Где — правда?
Вот — правда! Работы нет… силы нет!
Вот — правда! Пристанища… пристани-
ща нету! Издыхать надо… вот она, прав-
да! Дьявол! На… на что мне она — правда?
Дай вздохнуть… вздохнуть дай! Чем я ви-
новат?.. За что мне — правду? Жить —
дьявол — жить нельзя… вот она прав —
да!.. Говорите тут. — правда! Ты, старик,
утешаешь всех… Я тебе скажу… ненавижу
я всех! И эту правду… будь она, окаянная,
проклята! Понял? Пойми! Будь она про-
клята!»
Конфликт правд — это конфликт реаль-
ного настоящего и гипотетического будущего.
Но реальное настоящее противопоставляется
также и прошлому, то есть герои хотят вер-
нуть свое прошлое.
Ведь в пьесе мы не видим, какими путя-
ми они пришли в ночлежку. Из диалогов
персонажей мы представляем, какими они
были раньше и что с ними стало. Отсюда в
пьесе постоянное обращение к прошлому.
Тема правды в пьесе перекликается с те-
мой веры. Носителем философии веры явля-
ется Лука. Для него правда человека та, в
которую он верит.
«Лука. Уйдем, милая! ничего… не сер-
дись! Я — знаю… Я — верю! Твоя правда, а
не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя
настоящая любовь… значит — была она!
Была!»
Суть философии Луки заключается в том,
что вера может заменить реальную правду,
так как вера помогает уйти человеку от страш-
ной реальности в мир прекрасных иллюзий.
Таким образом, в пьесе два философских
взгляда взаимосвязаны.
Есть такое высказывание Горького: «Прав-
да — бог свободного человека». Но если гово-
рить о героях пьесы «На дне», то о них нель-
зя сказать, что они свободные люди и что
у них вообще есть какая-то правда. Эти люди
не свободны, хотя они и босяки. А для Горько-
го герой — босяк, цыган и тому подобный —
герой свободный.
Но персонажи пьесы «На дне» не хотят
свободы. Им не нужна эта правда «свободно-
го человека». Многие считали, что пьеса «На
дне» — это «буревестник революции».
В пьесе нет ни одного явного лозунга, но в
ней все с начала и до конца подводит к то-
му, что в таком мире нельзя жить. Мне ка-
жется, что эту пьесу нельзя однозначно
трактовать.
В ней скорее ставятся вопросы, чем дают-
ся ответы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *