ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Эпопея «Война и мир» выросла из замыс-
ла Толстого написать роман «Декабристы».
Толстой начинал писать свое произведение,
оставлял его, снова возвращался к нему, по-
ка в центре его внимания не оказалась Вели-
кая французская революция, тема которой
звучит с первых страниц романа, и Отечест-
венная война 1812 года. Замысел написания
книги о декабристе поглотился более широ-
ким замыслом — Толстой принялся писать
о мире, потрясенном войной. Так получился
роман-эпопея, где в историческом масшта-
бе показан подвиг русского народа в войне
1812 года. В то же время «Война и мир» —
это и «семейная хроника», показывающая дво-
рянское общество, представленное несколь-
кими поколениями. И, наконец, в ней описа-
на жизнь молодого дворянина, его взгляды
и духовное становление. Многими из тех
черт, которыми, по мнению автора, должен
обладать декабрист, Толстой наделил Андрея
Болконского.
В романе показана вся жизнь князя Анд-
рея. Наверное, каждый человек однажды в
жизни задумывается над вопросами: «Кто я?
Зачем живу? Во имя чего я живу?» На эти
и многие другие вопросы пытается ответить
герой Толстого на страницах романа. Автор с
симпатией относится к молодому князю Бол-
конскому. Это подтверждает тот факт, что
Толстой наделил князя Андрея многими сво-
ими взглядами и убеждениями. Поэтому
Болконский является как бы проводником
идей самого автора.
Мы знакомимся с Андреем Болконским в
салоне Анны Шерер. Уже тогда мы видим, что
это неординарная личность. Князь Андрей хо-
рош собой, он безупречно и модно одет. Он
прекрасно владеет французским языком, что
в то время считалось признаком образован-
ности и культуры. Даже фамилию Кутузов
он произносит с ударением на последнем
слоге, как француз. Князь Андрей — свет-
ский человек. В этом смысле он подвержен
всем влияниям моды не только в одежде,
но и в поведении и стиле жизни. Толстой об-
ращает наше внимание на его медленный, ти-
хий, старческий шаг и скуку во взгляде. На
его лице мы читаем превосходство и самоуве-
ренность. Окружающих он считает ниже себя,
а значит и хуже, отсюда и скука. Вскоре мы
понимаем, что все это наносное. Увидев в са-
лоне Пьера, князь Андрей преображается. Он
рад старому другу и не скрывает этого. Улыб-
ка князя становится «неожиданно доброю и
приятною». Несмотря на то что Пьер моложе
Андрея, разговаривают они на равных, и бесе-
да доставляет удовольствие обоим. К моменту
нашей встречи с ним Андрей — уже полно-
стью сформированная личность, но ему еще
выпадет много испытаний в жизни. Князю
Андрею предстоит пройти через войну, ране-
ние, любовь, медленное умирание, и все это
время князь будет познавать самого себя, ис-
кать тот «момент истины», через который ему
откроется правда жизни.
А пока Андрей Болконский ищет славы.
Именно в погоне за славой он и отправляет-
ся на войну 1805 года. Андрей жаждет стать
героем. В своих мечтах он видит, как армия
попадает в опасное положение и он в одиноч-
ку ее спасает. Кумиром князя, предметом его
поклонения является Наполеон. Надо ска-
зать, что многие молодые люди того времени
увлекались личностью Наполеона. Андрей
хочет быть на него похожим и пытается во
всем ему подражать. В таком приподнятом
настроении молодой Болконский и отправля-
ется на войну. Мы видим князя Андрея в
Аустерлицком сражении. Он бежит впереди
атакующих солдат со знаменем в руках, по-
том падает, получив ранение. Первое, что ви-
дит Андрей после падения — это небо. Высо-
кое, бесконечное небо, по которому бегут об-
лака. Оно так зовет, манит, завораживает
своим величием, что князь Андрей даже
удивляется, открыв его для себя впервые.
«Как же я не видел прежде этого высокого
неба? И как я счастлив, что узнал его нако-
нец», — думает Андрей. Но в этот момент
князю открывается еще одна истина. Все то,
к чему он стремился, ради чего жил, теперь
кажется пустяком, не заслуживающим вни-
мания. Ему уже не интересна политическая
жизнь, к которой он стремился, не нужна
и военная карьера, которой он совсем недав-
но хотел целиком посвятить себя. Его недав-
ний кумир Наполеон кажется маленьким
и ничтожным. Князь Андрей Начинает пере-
осмысливать жизнь. Его мысли возвращают-
ся в родной дом в Лысых Горах, где остались
отец, жена,.сестра и еще не родившийся ре-
бенок. Война оказалась совсем не такой, ка-
кой ее представлял себе Андрей. Упоенный
жаждой славы, он идеализировал военную
жизнь. На самом деле ему пришлось столк-
нуться со смертью и кровью. Ожесточенные
схватки, озлобленные лица людей показали
ему настоящий облик войны. Все его мечты
о военных подвигах теперь кажутся ему дет-
ской игрой.
Князь Андрей возвращается домой. Но
дома ждет его еще один удар — смерть же-
ны. В свое время князь Андрей несколько ох-
ладел к ней, и теперь он читает в ее глазах
боль и упрек. После смерти жены князь за-
мыкается в себе, даже маленький сын не
приносит ему радости. Чтобы как-то себя за-
нять, он вводит новшества в своей деревне.
Духовное состояние князя Болконского, его
подавленность и разочарование видит Пьер.
«Его поразила произошедшая перемена
в князе Андрее. Слова были ласковы, улыб-
ка была на губах и лице… но взгляд был по-
тухший, мертвый.,.» Пьер пробует возвра-
тить Андрея к жизни. Правда, с момента их
последней встречи прошло много времени и
друзья несколько отдалились друг от друга.
Тем не менее разговор в Богучарове заставил
Болконского задуматься над словами Пьера
«…ежели есть Бог и есть будущая жизнь,
то есть истина, есть добродетель; и высшее
счастье человека состоит в том, чтобы стре-
миться к достижению их», «надо жить, надо
любить, надо верить». Несмотря на то что
князю Андрею тогда показались спорными
эти высказывания, он осознает правоту Пье-
ра. С этого момента начинается возрождение
Андрея к жизни.
По дороге в Отрадное князь Болконский
видит огромный дуб «с обломанными… сука-
ми и с обломанной корой, заросшей старыми
болячками», который «старым, сердитым
и презрительным уродом стоял между улы-
бающимися березами». Дуб является сим-
волом душевного состояния Андрея. Это де-
рево как будто говорит, что на земле нет ни
весны, ни счастья, остался только обман.
И князь Андрей соглашается с дубом: «…да,
он прав, тысячу раз прав этот дуб… пускай
другие, молодые, вновь поддаются на этот
обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь
кончена!»
В Отрадном князь увидел Наташу. Эта
маленькая девочка была полна счастья, энер-
гии, жизнерадостности. «И дела ей нет до
моего существования!» — подумал князь Ан-
дрей. Но он уже бросает вызов судьбе. Он
понимает, что нельзя себя хоронить заживо
в деревне, надо только уметь жить, радовать-
ся жизни так, как это делает Наташа. И сим-
воличный дуб «весь преображенный, раски-
нувшись шатром сочной, темной зелени, млел,
чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца».
Наташа в один миг изменила жизнь Андрея,
заставила его очнуться от спячки и вновь по-
верить в любовь. Андрей говорит: «Мало то-
го… что есть во мне, надо, чтоб и все знали
это… чтобы не для одного меня шла моя
жизнь… чтобы на всех она отражалась и что-
бы все они жили со мной вместе».
Но пока Болконский оставляет Наташу и
уезжает в Петербург. Там он знакомится с пе-
редовыми людьми своего времени, участвует
в составлении преобразовательных проектов,
словом, окунается в политическую жизнь
страны. В Петербурге он проводит времени
больше, чем предполагал вначале, и, возвра-
тившись, Андрей узнает, что Наташа измени-
ла ему, увлекшись Анатолем Курагиным. Бол-
конский любит Наташу, но он слишком горд
и высокомерен, чтобы простить ей измену.
Поэтому они вынуждены расстаться, имея
каждый в своей душе незаживающую рану.
Князь Андрей еще раз встречается с Пье-
ром. Теперь уже перед самым Бородинским
сражением. Пьер чувствует, что Андрею не
суждено жить, кажется, понимает это и Ан-
дрей. В Бородинском сражении Болконский
снова получает ранение. Теперь он тянется
к земле. Он завидует траве, цветам, а не гор-
дым, властным облакам. У него и самого те-
перь ничего не осталось от той гордости, ко-
торая заставила его расстаться с Наташей.
Впервые князь Андрей думает не о себе, а о
других. Именно теперь ему открывается та
истина, о которой говорил ему Пьер. Он про-
щает Наташу. Более того, он прощает и Ана-
толя. Уже на грани смерти Андрей осознает,
что ему «открылось новое счастье, неотъем-
лемое от человека… счастье, находящееся вне
материальных сил, вне материальных влия-
ний на человека, счастье одной души, счастье
любви! Понять его может всякий человек, но
сознать и предписать его мог только один Бог»,
Андрей еще раз встречает Наташу. Минуты,
проведенные с ней, оказываются для Андрея
самыми счастливыми. Наташа еще раз воз-
вращает его к жизни. Но жить ему оставалось,
увы, очень недолго. «Князь Андрей умер. Но
в то же мгновение, как он умер, князь Андрей
вспомнил, что он спит, и в то же мгновение,
как он умер, он, сделав над собой усилие,
проснулся». С этой минуты «началось для
князя Андрея вместе с пробуждением от
сна — пробуждение от жизни».
Таким образом, в романе показаны два по-
нятия о счастье князя Андрея. Сначала Анд-
рей считает, что жить надо для себя, что каж-
дый человек должен жить по-своему. В жиз-
ни есть два несчастья: угрызения совести и
болезнь. И счастлив человек только тогда,
когда отсутствуют эти несчастья. И только
в конце жизни Андрей осознал истинное сча-
стье — жить для других.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *