ДУХОВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА

Голосуйте за сочинение

Главный герой романа «Евгений Онегин»
открывает знаменательную главу в поэзии
и во всей русской культуре. За Онегиным по-
следовала целая вереница героев, названных
впоследствии «лишними людьми»: лермон-
товский Печорин, тургеневский Рудин и еще
многие другие, менее значительные персо-
нажи, воплощающие целый пласт, эпоху
в социально-духовном развитии русского об-
щества. Пушкин проследил истоки этого яв-
ления: в поверхностном воспитании, в бес-
порядочно и подражательно воспринятой
европейской культуре, в отсутствии духов-
ных и общественных интересов, в наполнен-
ном условностями и предрассудками укладе
дворянской жизни, в привычке к праздности
и неприспособленности к систематическому
труду. Это незаурядные, возвышающиеся над
средним уровнем личности, критически вос-
принимающие действительность, мучительно
ищущие смысл жизни и свое предназначение
в ней, разочарованные и душевно опустошен-
ные, люди, не находящие применения своим
недюжинным способностям, неизбежно пере-
живающие личную драму.
Евгений Онегин получил типичное для
аристократической молодежи своего времени
домашнее образование и воспитание под ру-
ководством француза-гувернера, который
«учил его всему шутя, не докучал моралью
строгой, слегка за шалости бранил и в Летний
сад гулять водил. «И все же Онегин достаточ-
но хорошо знал латынь, «чтоб эпиграфы раз-
бирать, потолковать об Ювенале», античную
литературу, современную политэкономию,
историю:
Онегин был по мненью многих
(Судей решительных и строгих)
Ученый малый, но педант…
Несмотря на ироничность авторской оцен-
ки неглубокого уровня образованности героя,
как и представлений света об этом уровне:
«Чего ж вам больше? Свет решил, что он умен
и очень мил», — Пушкин воздает должное
его достаточно высокому интеллектуальному
уровню, кругу его интересов. Образ жизни
Онегина типичен для молодой столичной ари-
стократии: балы, рестораны, театры, прогул-
ки по Невскому, любовные приключения —
полный набор удовольствий, составляющий
обывательское представление о счастливой,
беззаботной жизни.
Евгений был достаточно самокритичен,
взыскателен к себе, чтобы не сознавать искус-
ственность, наигранность своего поведения
(«Как рано мог он лицемерить, таить надежду,
ревновать, разуверять, заставить верить, ка-
заться мрачным, изнывать…»), отупляющий об-
раз жизни («Проснется за полдень, и снова до
утра жизнь его готова, однообразна и пестра»).
Нет; рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели…
Здесь и пресыщенность однообразными
впечатлениями, и искреннее, естественное
стремление мыслящего человека вырваться
из круга светских условностей, пошлости,
однообразия на простор живой, полнокров-
ной жизни.
Что же подвигло героя на пусть пассив-
ный, но протест против бездуховного, хоть
и комфортного существования, что обрекло
его на одиночество, отчужденность, охлажде-
ние к жизни?
Автор подчеркивает достоинства, выде-
ляющие Онегина над обывательской массой:
«…Мечтам невольная преданность, неподра-
жательная странность и резкий, охлажден-
ный ум», «и гордость, и прямая честь», «ду-
ши прямое благородство». Онегин в своем де-
ревенском имении несмотря на прекрасные
виды, «луга и нивы золотые», наполненный
воздухом истории замок скучал, поскольку
он «равно зевал средь модных и старинных
зал», чуждался ограниченных соседей-поме-
щиков, предпочитая всему этому одиночест-
во смятенного, но гордого духа. Исключение
он сделал лишь для юного поэта, поклонника
романтизма, вдохновенного Владимира Лен-
ского. Оба они в глазах соседей-помещиков
выглядели «белыми воронами», оба чужда-
лись местного общества с бесконечными раз-
говорами «о сенокосе и вине, о псарне, о сво-
ей родне», хоть и были такими непохожими.
Ленский любил страстно, самозабвенно. Оне-
гин же, столкнувшись с искренней, глубокой
любовью необыкновенной девушки, не нашел
в себе достаточно душевных сил, чтобы отве-
тить на это высокое чувство.
Почему же Онегин отвергает любовь Та-
тьяны? Он искренне воздает ей должное:
…Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый, ~~
То, верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.
Онегин убеждает Татьяну, что не создан
для наполненной тихими радостями разме-
ренной и однообразной семейной жизни:
Но я не создан для блаженства;
Ему чужда душа моя;
Напрасны ваши совершенства:
Их вовсе недостоин я.
Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
И дальше объясняет причину своей непри-
способленности к семейной жизни, к настоя-
щему чувству внутренней опустошенностью:
Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей…
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней.
Онегин снисходителен и великодушен,
прям и честен и в то же время нерешителен
и даже жесток. Он благородно не принимает
«науку страсти нежной, которую воспел На-
зон… в чем он истинный был гений», но боязли-
во отказывается от настоящей любви, требую-
щей огромного напряжения душевных сил.
Убийство на дуэли Ленского, спровоциро-
ванное эгоистичным желанием Онегина доса-
дить своему другу, обнаружило еще одну
слабость Евгения — живучесть в нем свет-
ских условностей, ложных представлений
о дворянской чести, условностей, так глубоко
им презираемых, от которых он бежал из
Петербурга. Онегин отказался от любви, мо-
гущей украсить его жизнь, теперь же он ли-
шился и единственного друга, искреннего,
доверчивого. Два наиболее близких, дорогих
ему человека были им отвергнуты из-за не-
победимой душевной холодности, неспособ-
ности переступить во имя высокого через не-
значительное, второстепенное.
Татьяна, побывав в имении Онегина, пере-
читывает книги из его библиотеки и со стра-
хом замечает, что ее избранник предпочитает
романы, «в. которых отразился век и совре-
менный человек изображен довольно верно
с его безнравственной душой, себялюбивой
и сухой, мечтанью преданной безмерно, с его
озлобленным умом, кипящим в действии пус-
том». И Татьяна, как ни бережна она по отно-
шению к любимому, как ни ревнива ко всему,
что его окружает, все же усомнилась в его че-
ловеческой состоятельности:
Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гаролъдовом плаще,
Чужих причуд истолкованъе,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?
Нет, Онегин далеко не пародия, а живой че-
ловек, а его судьба, обусловленная всем разви-
тием дворянской культуры, столь же печальна,
как и судьба Татьяны. Впервые в жизни испы-
тав настоящее чувство любви, Онегин в письме
к Татьяне раскрывает свою душу. Он стал ду-
ховно богаче, глубже, человечнее, чувствитель-
нее. Как не похож он в конце романа на умно-
го холодного аристократа, детально объясняю-
щего Татьяне причины отказа от ее любви.
Сейчас он в положении влюбленного, искренне-
го, беззащитного, не боящегося насмешки.
Сейчас он вызывает у читателя сострадание
своей жизненной драмой, всей сломанной, ис-
коверканной жизнью:
Когда б вы знали, как ужасно
Томиться жаждою любви,
Пылать — и разумом всечасно
Смирять волнение в крови;
Желать обнять у вас колени
И, зарыдав, у ваших ног
Излить мольбы, признанья, пени,
Все, все, что выразить бы мог…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *