«ДОКТОР ЖИВАГО» — РОМАН О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

...
Голосуйте за сочинение

Властители ваших дум гре-
шат поговорками, а главную за-
были, что насильно мил не бу-
дешь, и укоренились в привычке
освобождать и осчастливли-
вать особенно тех, кто об этом
не просит. Наверное… я еи$е дол-
жен благословлять вас и спасибо
вам говорить за свою неволю, за
то, что вы освободили меня от
семьи, от сына, от дома, от де-
ла, ото всего, что мне дорого
и чем я жив.
Б. Пастернак
Роман Б. Пастернака открыл мне рево-
люцию с новой, очень важной стороны, с
позиции прав личности, прав каждого че-
ловека. Чем отличается показ революции и
Гражданской войны в этой книге от того,
что я встречала раньше? Это не видение
войны из стана красных, как в «Разгроме»,
«Чапаеве», «Школе» и десятках других про-
изведений. Это не изображение из стана
белых, как в «Тихом Доне» М. Шолохова,
«Хождениях по мукам» А.Толстого, пьесах
«Бег», «Дни Турбиных» М. Булгакова и дру-
гих. Нет, это повествование глазами челове-
ка, который не хочет вмешиваться в брато-
убийственную войну, которому чужда жес-
токость, который хочет жить с семьей,
любить и быть любимым, лечить людей, пи-
сать стихи:
…Если только можно, Авва Отче,
чашу эту мимо пронеси.
Так писал он в одном из стихотворений,
выражая свое отношение к революции и вой-
не. Юрий Андреевич Живаго — сын разо-
рившегося миллионера, покончившего с со-
бой. Мать рано умерла. Воспитывался у дяди,
который был человеком «свободным, ли-
шенным предубеждения против чего бы то
ни было непривычного… у него было дворян-
ское чувство равенства со всем живущим…».
Окончив с блеском университет, Юрий же-
нится на любимой девушке Тоне, дочери
профессора и внучке деятельного фабри-
канта.
Затем любимая работа. Он становится
прекрасным врачом. Еще в университете про-
снулась у него любовь к поэзии и философии.
Рождается сын. Все, кажется, прекрасно. Но
неотвратимо врывается война. Юрий едет на
фронт врачом.
Первая мировая война — преддверие и
исток событий еще более кровавых, страш-
ных, переломных. Героиня романа Лари-
са считает, что война «была виною всего,
всех последовавших, доныне постигающих
наше поколение несчастий». Эту мысль ав-
тор подтверждает судьбой многих героев.
Об одном, большевике Тарасюке, мастере —
золотые руки, он рассказывает: «То же са-
мое случилось с ним на войне. Изучил и ее,
как всякое ремесло… Всякое дело у него ста-
новилось страстью. Полюбил и военное.
Видит, оружие — это сила, вывозит его. Са-
мому захотелось стать силою. Вооруженный
человек — это уже не просто человек.
В старину такие шли из стрельцов в раз-
бойники. Отыми у него теперь винтовку, по-
пробуй».
Очень характерна судьба одного красно-
го партизана Памфила Палых. Он открыто
признается Юрию Андреевичу: «Много я ва-
шего брата в расход пустил, много на мне
крови господской, офицерской, и хоть бы
что. Числа-имени не помню, вся водой рас-
теклась. Оголец у меня один из головы ней-
дет, огольца одного стукнул, забыть не мо-
гу, за что я парнишку погубил? Рассме-
шил, уморил он меня. Со смеху застрелил,
сдуру. Ни за что».
Это было еще до Октябрьской революции.
И ведь Памфил тоже начинает с мировой
войны. Но видно, жестокость не для всех
проходит даром. Страшна его судьба. Чувст-
вуя возмездие за сделанное, он начинает схо-
дить с ума в тревоге за жену и детей. Нако-
нец, помешавшись, убивает всю семью, кото-
рую любил безумно.
Страшно кончается и жизнь Антипова-
Стрельникова, бывшего учителя, доброволь-
цем ушедшего на фронт в первую мировую.
В Гражданскую он стал военачальником,
слава его гремела по Сибири и Уралу. «Он
стал лелеять мысль стать когда-нибудь су-
дьей между жизнью и коверкающими ее
темными началами, выйти на ее защиту и
отомстить за нее. Разочарование ожесточило
его. Революция его вооружила.» «Ему дали
за жестокость и фанатизм прозвище Расст-
рельников.» «Он спокойно перешагнул через
это, он ничего не боялся.» Но Стрельников не
был партийцем, истинные лидеры революции
не любили его. Поэтому, когда он выполнил
свою роль, его хотят предать трибуналу. За-
травленный преследованиями, он признается
Живаго: «А мы жизнь приняли как военный
поход, мы камни ворочали ради тех, кого лю-
били. И хотя мы не принесли им ничего, кро-
ме горя, мы волоском их не обидели, потому
что оказались еще большими мучениками,
чем они». Так объясняется бессмысленность
стольких жертв. Стрельников убивает себя.
Он никому уже не нужен.
Всего несколько лет прожил после Граж-
данской войны и Юрий Андреевич, потому
что никак не мог приспособиться к новым ус-
ловиям, которые вполне устроили, например,
его бывшего дворника. Он не может слу-
жить, потому что от него требуют не ума и
инициативы, а лишь «словесный гарнир к
возвеличиванию революции и власть пре-
держащих».
Но до окончания войны еще много при-
шлось перенести невзгод.
Я думаю, что роман Б. Пастернака — это
прежде всего книга о высокой любви. Но лю-
бовная история происходит на фоне таких
страшных событий, что не выдерживает жес-
токих испытаний. Сначала насильно разлуча-
ют Живаго с семьей. Его силой мобилизуют,
а семью отправляют за границу. Угроза три-
бунала заставляет героя расстаться с другой
любовью — Ларой. Описание любви Юрия
и Ларисы — это гимн отношениям между
женщиной и мужчиной. Это идеал отношений
мужчины и женщины.
Но жизнь диктует свои законы. «Доктор
вспомнил недавно минувшую осень, расст-
рел мятежников… кровавую колошматину
и человекоубоину, которой не предвиделось
конца. Изуверства белых и красных сопер-
ничали по жестокости, попеременно возрас-
тая одно в ответ на другое, точно их пере-
множили. От крови тошнило, она подступала
к горлу и бросалась в голову, ею заплывали
глаза.»
Размышления о революции в романе до-
казывают, что это не «праздник угнетенных»,
а тяжелая и кровавая полоса в истории на-
шей страны. Сегодня, спустя многие десяти-
летия, трудно уже сказать, что же дала она,
во имя чего лилась кровь, разделилась стра-
на. Вероятно, она была неизбежна, иного
стране не было дано. Не потому ли в день
Октябрьской революции многие интеллиген-
ты восприняли ее восторженно, как выход из
мира лжи и тунеядства, разврата и лицеме-
рия. Тесть Живаго говорит ему: «Помнишь
ночь, когда ты принес листок с первыми де-
кретами… это было неслыханно безоговороч-
но. Эта прямолинейность покоряла. Но такие
вещи живут в первоначальной чистоте толь-
ко в головах создателей, и то только в пер-
вый день провозглашения. Иезуитство по-
литики на другой же день выворачивает их
наизнанку. Эта философия чужда мне. Эта
власть против нас. У меня не спрашивали со-
гласия на эту ломку».
Идея романа актуальна во все времена:
всякая власть должна стремиться к тому,
чтобы люди были счастливы, но счастье
нельзя навязать силой. Счастье каждый
человек ищет сам, нет его готового. И нель-
зя ради даже самых высоких идей жертво-
вать человеческими жизнями, радостями,
правами, которыми человек наделен от
рождения.
Рассказывая о Стрельникове, автор пи-
шет: «А для того, чтобы делать добро, его
принципиальности недоставало бесприн-
ципности сердца, которое не знает общих
случаев, а только частные и которое велико
тем, что делает малое». Я понимаю это так,
что не следует думать только о всеобщем,
а потому ничейном благе, но прежде всего
делать добро конкретным людям, как бы
мало оно ни было. Из капель собирается
море. И да здравствует «беспринципность
сердца!».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *