ДОБРО И ЗЛО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Голосуйте за сочинение

Михаил Афанасьевич Булгаков — великий мастер, своим талан­том несущий свет, не скрывая при этом тьмы…

Действительно, тьмы он не скрывал. Свое беззаконие и трагизм пыталось скрыть от современников это время, в котором жил и тво­рил автор. Время пыталось скрыть и самого Булгакова как автора.

 

В тридцатые годы он был из числа «запрещенных». После публика­ции начала «Белой гвардии» до конца жизни ему не удалось опуб­ликовать ни одного значительного произведения. И через много лет, после смерти автора, его творения в полном объеме стали до­ступны читателю. Долгое время оставалось «в тени» последнее про­изведение Булгакова «Мастер и Маргарита». Это сложное, много­гранное произведение. Жанр его был определен самим автором как «фантастический роман». Посредством сочетаний реального и фан­тастического Булгаков в своем произведении поднимает много проблем, показывает нравственные изъяны и недостатки общества. Смех и печаль, любовь и нравственный долг я вижу, читая страни­цы романа. Одной из основных тем, мне кажется, является извеч­ная тема добра и зла.

Пока существует на земле человек, будет существовать добро и зло. Благодаря злу мы понимаем, что такое добро. А добро, в свою очередь, выявляет зло, освещая человеку путь к истине. Всегда бу­дет происходить борьба добра со злом.

Очень своеобразно и по-мастерски изобразил эту борьбу в своем произведении Булгаков. Дьявольская свита вихрем проносится по Москве. По той Москве, в которой существует ложь, недоверие к людям, зависть и лицемерие. Эти пороки, это зло обнажает перед читателями Воланд — художественно переосмысленный образ Са­таны. Его фантастическое зло в романе показывает зло реальное, нещадно разоблачает лицемерие таких людей, как Степа Лиходеев, значимая личность в культурных и высоких кругах Москвы, — пьяница, развратник, опустившийся бездельник. Никанор Ивано­вич Босой — выжига и плут, буфетчик варьете — вор, поэт А. Рю-хин — закоренелый лицемер. Таким образом, Воланд называет всех своими именами, указывая, кто есть кто. На сеансе черной магии в московском варьете он раздевает в прямом и переносном смысле гражданок, позарившихся на дармовое добро, и с грустью делает вывод: «Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легко­мысленны… ну, что… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…»

А какими же были они, эти прежние? Автор переносит нас в да­лекий Ершалаим, во дворец пятого прокуратора Иудеи Понтия Пи­лата. «В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудови­ще, и это совершенно верно». Прокуратор живет по своим законам, согласно им мир делится на властвующих и подчиняющихся, раб подчиняется своему господину — это незыблемый постулат. И вдруг появляется тот, кто мыслит иначе- Человек, лет двадцати се­ми, у которого связаны руки и который физически абсолютно бес­помощен. Но он не боится прокуратора, он даже смеет ему возра­жать: «…рухнет храм старой веры и создастся новый храм исти­ны». Это человек — Иешуа убежден, что злых людей нет на свете, есть только люди «несчастливые». Иешуа заинтересовал прокура­тора. Понтий Пилат хотел и даже попытался спасти Иешуа от горь­кой участи, но тот не мог отказаться от своей истины: «В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людь­ми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни ка­кой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и спра-

 

ведливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Но про­куратор не может смириться с этим, это явное противоречие его идеологии. Иешуа казнен. Казнен человек, который нес людям праведный свет истины, добро было его сущностью. Этот человек был духовно независим, он отстаивал истину добра, внушал веру и любовь. Понтий Пилат понимает, что его величие оказалось мни­мым, что он трус, его мучает совесть. Она наказан, его душа не мо­жет обрести покой, но Иешуа — воплощение нравственной силы добра в романе — прощает его. Он ушел из жизни, но живы зерна добра, оставленные им. И вот уже сколько столетий люди верят в Иисуса Христа, прообразом которого и является Иешуа. И вечное стремление к добру неодолимо. Мастер пишет роман о Христе и Пилате. В его понимании Христос — личность мыслящая и страда­ющая» несущая в мир непреходящие ценности, неисчерпаемый ис­точник добра. Истина открылась Мастеру, он уверовал и все-таки выполнил миссию, ради которой он жил. Он пришел в эту жизнь, чтобы написать роман о Христе. Мастер, как и Иешуа, дорого пла­тит за право провозгласить свою истину. Пророки находят свое место в сумасшедшем доме. И мир, увы, оказывается таким, что в роли судьи выступает дьявол. Именно он и платит всем по заслу­гам. Мастер уходит от людей, обретая покой и счастье. Но на земле остается его бессмертное произведение. Борьба добра и зла продол­жается. Из поколение в поколение люди ищут и будут искать нрав­ственный идеал, решать этические противоречия, искать истину, бороться со злом.

Я думаю, таким борцом является сам Булгаков. Его роману суждена долгая жизнь, я верю, что он не потеряется во времени, а будет служить источником нравственных идей еще многим и мно­гим поколениям.

Проблема добра и зла — это вечная проблема, которая волнова­ла и будет волновать человечество. Что есть добро и что есть зло на земле? Этот вопрос проходит лейтмотивом через весь роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Как известно, две проти­воположные силы не могут не вступить в борьбу друг с другом, по­этому вечна борьба между добром и злом.

Наиболее остро конфликт между этими силами отразился в ро­мане «Мастер и Маргарита*». Итак, перед нами Москва конца два­дцатых — начала тридцатых годов. В жаркий и душный вечер на Патриарших прудах появляется господин, похожий на иностранца: «…ни на какую ногу он не хромал, и росту был не маленького и не огромного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой сторо­ны у него были платиновые коронки, а с правой — золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туф­лях… По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Вы­брит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеле­ный. Брови черные, но одна выше другой…» Это Воланд — буду­щий виновник всех беспорядков в Москре.

Сомнений нет в том, что Воланд — представитель «темной* си­лы. (Воланд переводится с древнееврейского как «черт».) Важно обратить внимание на эпилог к роману. Это слова Мефистофеля из «Фауста» Гете: «Я — часть этой силы, что вечно хочет зла и вечно

 

совершает благо». Мефистофель в Фаусте — Сатана, который кара­ет грешников, устраивает беспорядки. Нет, Воланд не похож на Мефистофеля. Его сходство с ним ограничено лишь внешними при­знаками! Острый подбородок, скошенное лицо, кривой рот. В дей­ствиях же Воланда нет стремления наказать погрязших в грехах москвичей. Он явился в Москву с одной целью — узнать, измени­лась ли Москва с того дня, когда он был в ней последний раз. Ведь Москва претендовала на звание Третьего Рима. Она провозглашала новые принципы переустройства, новые ценности, новую жизнь. Но что же видит Воланд, когда устраивает в театре варьете сеанс черной магии для москвичей? Алчность, зависть, стремление на­жить «легкие» деньги. И Воланд делает такой вывод: «Ну что же… Они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из ко­жи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомыслен­ны… ну что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обык­новенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный во­прос только испортил их… »

Прибытие Воланда в Москву сопровождается беспорядками: умирает под колесами трамвая Берлиоз, сходит с ума Иван Бездом­ный, сгорает «Дом Грибоедова». Но разве это дело рук самого Во­ланда? Нет. Отчасти в бедах москвичей виновата свита Воланда! Коровьев и кот Бегемот. Но более всего в своих несчастьях винова­ты сами москвичи. Ведь это они создали вокруг себя мир, похожий на ад, населенный злобой, пьянством, ложью, развратом. Заглянем хотя бы в ресторан «Дома Грибоедова», где проводят свое свободное время члены МАССОЛИТа. Здесь, «оплывая потом, официанты не­сли над головами запотевшие кружки с пивом», «плясал какой-то очень пожилой с бородой, в которой застряло перышко зеленого лука», «грохот золотых тарелок в джазе иногда покрывал грохот посуды, которую судомойки по наклонной плоскости спускали в кухню». Вся атмосфера в ресторане напоминает преисподнюю, опи­санную в Библии, одним словом «ад».

Попадая на бал Сатаны, мы можем убедиться в том, что челове­чество всегда жило по одним и тем же законам, всегда совершало зло. Перед нами и Маргаритой проходит госпожа Минхина, сжег­шая своей горничной лицо щипцами для завивки, молодой юноша, продавший любившую его девушку в публичный дом. Но при этом мы понимаем, что все эти люди мертвы. Значит, в «ведомство» Во­лана, в «ведомство» «тьмы» попадают только умершие. Только тог­да, когда человек мертв, его душа, отягощенная грехами, попадает под власть Воланда. Вот тогда наступает расплата за все то зло, ко­торое человек совершил при жизни.

В «ведомство» Воланда попадают и Берлиоз, и Мастер с Марга­ритой, и Понтий Пилат, жестокий прокуратор Иудеи.

Как много людей, попавших под власть Сатаны! Кто же может вступить в борьбу со злом, кто из героев романа достоин «света»? На этот вопрос отвечает роман, написанный Мастером. В городе Ер-шалаиме, погрязшем, как и Москва, в распутстве, появляются два человека: Иешуа Га-Ноцри и Левий Матвей. Первый из них счита­ет, что злых людей не бывает и что самый страшный грех — это

 

трусость. Вот это тот человек, который достоин «света». Впервые он предстает перед Понтием Пилатом «в стареньком и разорванном хитоне. Голова его был прикрыта белой повязкой с ремешком во-круг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта — ссадина с запекшейся кровью». Можно ли говорить о том, что Иешуа Га-Ноцри — это Иисус Хрис­тос? Судьбы этих людей схожи, они оба умерли на кресте. Но стоит заметить, что Иешуа было двадцать семь лет, а Иисусу — тридцать три года, когда их распяли. И Иешуа — самый обыкновенный че­ловек, сирота, а Иисус Христос — «сын Божий». Но дело не в этом. Главное, что Иешуа несет в своем сердце добро, он никогда в своей жизни не сделал ничего плохого, он пришел в Бршалаим, чтобы учить людей добру, чтобы излечить их тела и душу. Он спаситель человечества. Но, к сожалению, человечество не нуждается в спасе­нии. Наоборот, оно стремится избавиться от Иешуа, как от пре­ступника и вора. И это тоже борьба добра со злом.

Наиболее ярко столкновение противоборствующих сил представ­лено в конце романа, когда Воланд со своей свитой покидает Моск­ву. Что же мы видим? «Свет» и «тьма» стоят на одной ступени. Миром не управляет Воланд, но миром не управляет и Иешуа. Все, что может Иешуа, — это попросить Воланда о том, чтобы тот дал Мастеру и его возлюбленной вечный покой. А Воланд исполняет эту просьбу. Таким образом, мы приходим к выводу, что силы до­бра и зла равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом. И борьба их вечна, потому что нет на Земле человека, который ни разу за свою жизнь не со­вершил греха; и нет такого человека, который бы полностью утра­тил способность вершить добро. Мир — это своеобразные весы, на чашах которого лежат два груза: добро и зло. И, как мне кажется, пока сохраняется равновесие, мир и человечество смогут существо­вать.

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» помогает взглянуть на окружающий мир по-новому. Я считаю, что этот роман помогает найти и распознать, что есть добро и что есть зло.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *