«ДНИ ТУРБИНЫХ* — ПЬЕСА ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ И РЕВОЛЮЦИИ

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Булгаков — воинствующий архаик в своих пристрастиях, и пат­риархальность, теплая и мирная, служила ему опорой. Особое оба­яние роману сообщает его романтический личный тон, тон воспо­минания и одновременно присутствия, как бывает в счастливом и тревожном сне. Книга подобна стону уставшего от войны, ее бес­смыслицы, нахолодавшегося и наголодавшегося, измученного без-домьем человека.

Ведущей темой произведения стала судьба интеллигенции в об­становке Гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающе­му хаосу здесь, в этой пьесе, противопоставлялось упорное стремле­ние сохранить нормальный быт, «бронзовую лампу под абажуром», «белизну скатерти», «кремовые шторы».

Остановимся подробнее на героях этой бессмертной пьесы. Се­мья Турбиных, типичная интеллигентная семья военных, где стар­ший брат — полковник, младший — юнкер, сестра — замужем за полковником Тальбергом. И все друзья — военные.

Алексей Турбин, на наш теперешний взгляд, очень молод: в тридцать лет — уже полковник. За его плечами только что закон­чившаяся война с Германией, а на войне талантливые офицеры вы­двигаются быстро. Он — умница, думающий командир. Булгакову удалось в его лице дать обобщенный образ именно русского офице­ра, продолжая линию толстовских, чеховских, купринских офице­ров. Он служит Родине и хочет ей служить, но приходит такой мо­мент, когда ему кажется, что Россия гибнет, — и тогда нет смысла в его существовании. В пьесе две сцены, когда Алексей Турбин про­является как характер. Первая — в кругу своих друзей и близких, за «кремовыми шторами», которые не могут укрыть от войн и ре­волюций. Турбин говорит о том, что его волнует; несмотря на «кра-

 

мольность» речей, Турбин сожалеет, что раньше не мог предвидеть, «что такое Петлюра?». Он говорит, что это «миф», «туман». В Рос­сии, по мнению Турбина, две силы: большевики и бывшие царские военные. Скоро придут большевики, и Турбин склонен думать, что победа будет за ними. Во второй кульминационной сцене Турбин уже действует. Он командует. Турбин распускает дивизион, прика­зывает всем снять знаки отличия и немедленно скрыться по домам. Турбин не может сталкивать одного русского человека с другим. Вывод таков: белому движению конец, народ не с ним, он против него. А ведь как часто в литературе и кино изображали белогвар­дейцев садистами, с болезненной наклонностью к злодействам. Алексей Турбин, потребовав, чтобы все сняли погоны, сам остается до конца в дивизионе. Николай, брат, верно понимает, что коман­дир «смерти от позора ждет». И командир дождался ее — он поги­бает под пулями петлюровцев.

Алексей Турбин — трагический образ, цельный, волевой, силь­ный, смелый, гордый и гибнущий жертвой обманов, предательства тех, за кого он сражался. Строй рухнул и погубил многих из тех, кто ему служил. Но, погибая, Турбин понял, что был обманут, что сила у тех, кто с народом. Булгаков обладал большим историче­ским чутьем и верно понимал расстановку сил. Долго не могли про­стить Булгакову его любви к своим героям.

В последнем действии Мышлаевский кричит: «Большевики? …Великолепно! Мне надоело изображать навоз в проруби… Пусть мобилизуют. По крайней мере буду знать, что буду служить в рус­ской армии. Народ не с нами. Народ против нас». Грубоватый, гро­могласный, но честный и прямой, хороший товарищ и хороший солдат, Мышлаевский продолжает в литературе известный тип рус­ского военного — от Дениса Давыдова до наших дней, но он пока­зан в новой, небывалой еще войне — гражданской. Он продолжает и заканчивает мысль старшего Турбина о конце, гибели белого дви­жения, мысль важную, ведущую в пьесе.

В доме есть «крыса, бегущая с корабля», — полковник Таль-берг. Он вначале пугается, врет о «командировке» в Берлин, потом о командировке на Дон, дает лицемерные обещания жене, за кото­рыми следует трусливое бегство.

Мы так привыкли к названию «Дни Турбиных», что не задумы­ваемся над тем, почему так названа пьеса. Слово «Дни» означает время, те считанные дни, в которые решалась судьба Турбиных, всего уклада жизни этой русской интеллигентной семьи. Это был конец, но не оборванная, погубленная, уничтоженная жизнь, а пе­реход к новому существованию в новых революционных условиях, начало жизни и работы с большевиками. Такие, как Мышлаев­ский, будут хорошо служить и в Красной Армии, певец Шервин-ский найдет благодарную аудиторию, а Николка, наверное, будет учиться. Финал пьесы звучит мажорно. Нам хочется верить, что все прекрасные герои булгаковской пьесы действительно станут счастливыми, что минует их участь интеллигентов страшных три­дцатых — сороковых — пятидесятых годов нашего непростого ве­ка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *