ЧУВСТВО ДОЛГА В ПОНИМАНИИ ТАТЬЯНЫ ЛАРИНОЙ (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Голосуйте за сочинение

Не раз перечитывая «Евгения Онегина», я
как-то не обращал внимания на одну очень
важную для Пушкина тему — сопоставление
счастья и долга. Мне это казалось само собой
разумеющимся и поэтому не столь интерес-
ным. А ведь Пушкин очень глубоко разраба-
тывает эту тему.
Мать Татьяны любила одного человека, а
оказалась вынужденной выйти замуж за дру-
гого, за Дмитрия Ларина. Сначала она очень
горевала, плакала и даже «с супругом чуть не
развелась», но со временем смирилась и при-
выкла к такой жизни. Неужели, задаемся мы
вопросом, действительно «привычка свыше
нам дана: замена счастию она»?
Ведь Татьяну постигла та же участь, что
и мать. Выйдя замуж за нелюбимого, она со
временем обрела покой («…она сидит покойна
и вольна»), но не обрела счастья: по-прежне-
му любит Онегина. Евгений тоже раньше ду-
мал, что «вольность и покой замена счастью»,
но впоследствии сам понимает, что это за-
блуждение.
И тут возникают у меня недоуменные во-
просы. Почему же не соединяются Татьяна
и Онегин, наконец-то взаимно любящие друг
друга? Почему Татьяна не оставляет мужа?
Что ее удерживает? Ведь Онегин полюбил
ее. Сбылась мечта!
А все дело в том, что Татьяна выше соб-
ственного счастья ставит долг перед мужем,
боится опозорить его, сделать ему больно.
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна’.
Это высочайшая мораль по понятиям са-
мой Татьяны. Она не эгоистична. Она говорит
Онегину, что раньше «лучше, кажется, была».
Но это не так. Духовная красота Татьяны не
увяла, когда она стала богатой, знатной и
признанной в обществе дамой. Только нравст-
венный человек может предпочесть исполне-
ние долга собственному счастью.
Татьяна с годами стала духовно богаче.
Едва ли это приносит ей счастье. Ее сестра
Ольга не очень-то задумывается над нравст-
венными ценностями, живет в свое удоволь-
ствие, ни о чем не печалясь. Очень легко за-
была Ленского. Вот ее-то’как раз не обреме-
няет чувство долга.
И вот что странно. Мы не осуждаем Оль-
гу за ее образ жизни, за ее легкомыслие и
приспособляемость. А если бы Татьяна пред-
почла личное счастье супружескому долгу,
то едва ли мы это простили бы ей. Это была
бы уже не Татьяна, порушилась бы цель-
ность ее характера. И получается, что чем
выше нравственность человека, тем выше к
нему требования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *