ЧЕЛОВЕК В ОГНЕ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (I вариант)

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Начало XX века стало для России временем страшных потрясе­ний. За какие-то двадцать лет произошло три революции, страна была втянута в Первую мировую войну! Двадцать лет — это ни­чтожно малый срок для истории, однако события этого времени в корне изменили нашу страну. И самым суровым испытанием этого двадцатилетия стала Гражданская война.

Двадцатые годы этого века стали временем появления новой ли­тературы, связанной, прежде всего, с именами Фадеева, Фурмано­ва, Бабеля, Шолохова. Они пишут о конкретных исторических со­бытиях, в которых зачастую сами принимали непосредственное участие. Так, например, Исаак Бабель сражался в рядах Первой Конной армии Буденного, и написанный им впоследствии сборник рассказов, посвященных Гражданской войне, получил название «Конармия». Для литературы этого времени главной стала пробле­ма человека и революции, человека в огне Гражданской войны.

Гражданская война разъединила людей, легла пропастью между ними. Нередко случалось так, что члены одной семьи оказывались по разные стороны баррикад. В рассказе «Письмо», вошедшем в сборник «Конармия», И. Бабель приводит читателям письмо крас­ноармейца Василия Курдюкова своей матери. В начале письма он рассказывает о боевых действиях Первой Конной армии, в которых он принимал участие. Во вторых строках Василий упоминает о том, что отец его, белый офицер, «зарубал» брата Федю, ставшего красноармейцем. Затем он пишет, что другой его брат, решивший отомстить за убийство Феди, разыскал отца и убил его. Василий да­же не подозревает, что может значить эта новость для матери. Отец идет на сына, сын — на отца, и это он считает вполне нормальным.

Во время Гражданской войны рушатся моральные устои старого

 

общества, поэтому одной из главных задач новой литературы ста­новится создание новой идеологии, создание нового героя. В два­дцатых годах в литературе появляется совершенно новый психоло­гический тип — Левинсон (главный герой романа А. Фадеева «Раз­гром»). Он свято верит в революцию, в коммунистические идеалы и готов бороться за них до последней капли крови. Для Левинсона на первом месте всегда стоят общественные интересы и только по­том личные. Чтобы обеспечить передвижение отряда, Левинсон со­глашается на убийство тяжело раненного Фролова.

Для писателей того времени важна также тема интеллигенции и революции, и хотя разные писатели по-разному относились к ней, то почти каждый обращался к этой теме в своем творчестве. В ро­мане Фадеева «Разгром» мы знакомимся с молодым красноармей­цем Мечиком, представителем интеллигенции. Его образ вызывает у нас негативное отношение. Мечтательный по натуре, боязливый, Мечик проигрывает в сравнении с сильным, смелым партизаном Морозкой. Фадеев пишет, что Морозка «всегда чувствовал между собой и этими людьми (имеется в виду Мечик) непроходимую стену из натащенных ими неизвестно откуда фальшивых красивых слов и поступков». Фадеев изображает Мечика как попутчика, далекого от интересов революции. Булгаков же, наоборот, считает интелли­генцию нравственным столпом русского народа, носительницей ве­ковых традиций и культуры. Это он показывает на примере семьи Турбиных в пьесе «Дни Турбиных». На глазах Булгакова происхо­дит окончательный распад «дворянских гнезд», и это не может не вызывать у него протест. Турбины связаны не только родственны­ми узами, но и духовно близки друг другу. Недаром Лариосик го­ворит, что за кремовыми шторами их дома скрываются все ужасы войны. Однако война врывается и в этот тихий, уютный дом: уез­жает муж Елены, погибает Алексей, младший брат тяжело ранен. Семья — часть общества, и распад семьи Турбиных говорит о кри­зисе всего общества.

В рассказе «Гедали», написанном И. Бабелем, главный герой недоумевает: «Революция — это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые лю­ди». Революция, которая делалась ради человека, в действительно­сти оказалась направленной против него. Люди одной страны ока­зались разделены на два противоборствующих лагеря. Пастернак в «Докторе Живаго* описывает случай, когда Юрий Андреевич, осматривая раненых, находит на груди у красного телеграфиста и белого солдата один и тот же шестидесятый псалом. Это доказыва­ет, что самое страшное в судьбах людей — это то, что они вынужде­ны воевать против своих же соотечественников, людей, ничем не отличающихся от них самих.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *