ЧЕЛОВЕК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. А. БУНИНА

...
Голосуйте за сочинение

В лесу, в горе, родник, живой и звонкий,
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.
Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
Тысячелетней рабской нищеты,
Но этот крест, но этот ковшик белый-
Смиренные, родимые черты!
И. А. Бунин
И. А. Бунин с необыкновенным мастер-
ством описывает в своих произведениях
полный гармонии мир природы. Его люби-
мые герои наделены даром тонко восприни-
мать окружающий мир, красоту родной зем-
ли, что позволяет им чувствовать жизнь во
всей ее полноте. Ведь способность человека
видеть вокруг себя прекрасное вносит в его
душу покой и ощущение единения с приро-
дой, помогает лучше понять себя и других
людей.
Мы видим, что не многим героям произ-
ведений Бунина дано ощутить гармонию
окружающего мира. Чаще всего это простые
люди, уже умудренные жизненным опы-
том. Ведь только с возрастом мир открыва-
ется человеку во всей его полноте и много-
образии. Да и то не всякий может его по-
стичь. Старый батрак Аверкий из рассказа
«Худая трава» принадлежит к числу тех
героев Бунина, которые достигли духовной
гармонии.
Этот уже давно не молодой человек, мно-
го повидавший на своем веку, не испытывает
ужаса от сознания приближающейся смерти.
Он ждет ее безропотно и смиренно, потому
что воспринимает ее как вечный покой, из-
бавление от суетности. Память постоянно
возвращает Аверкия в «далекие сумерки на
реке», когда он встретился «с той молодой,
милой, которая равно душно-жалостно смот-
рела на него теперь старческими глазами».
Этот человек пронес свою любовь через всю
жизнь. Думая об этом, Аверкий вспоминает
и «мягкий сумрак в лугу», и мелкую заводь,
розовеющую от зари, на фоне которой видне-
ется девичий стан.
Мы видим, как природа участвует в
жизни этого героя Бунина. Сумерки на реке
сменяются теперь, когда Аверкий близок
к смерти, осенним увяданием: «Умирая, вы-
сохли и погнили травы. Пусто и голо стало
гумно. Стала видна сквозь лозинки мельни-
ца в бесприютном поле. Дождь порой сме-
нялся снегом, ветер гудел в дырах риги зло
и холодно». Наступление зимы вызвало в
герое «Худой травы» прилив жизни, ощу-
щение радости бытия. «Ах, в зиме было
давно знакомое, всегда радовавшее зимнее
чувство! Первый снег, первая метель! Забе-
лели поля, потонули в ней — забивайся на
полгода в избу! В белых снежных полях, в
метели — глушь, дичь, а в избе — уют, по-
кой. Чисто выметут ухабистые земляные
полы, выскребут, вымоют стол, тепло выто-
пят печь свежей соломой — хорошо!» Всего
в нескольких предложениях Бунин создал
великолепную живую картину зимы.
Как и его любимые герои, писатель счи-
тает, что в мире природы заключено то веч-
ное и прекрасное, что не подвластно челове-
ку с его земными страстями. Законы жизни
человеческого общества, напротив, приво-
дят к катаклизмам, потрясениям. Этот мир
неустойчив, он лишен гармонии. Это видно
на примере жизни крестьянства накануне
первой русской революции в повести Буни-
на «Деревня». В этом произведении автор
наряду с нравственно-эстетическими про-
блемами затрагивает проблемы социаль-
ные, вызванные действительностью начала
XX века.
События первой русской революции, от-
разившиеся в деревне в мужицких сходках,
горящих помещичьих усадьбах, разгуле
бедноты, вносят разлад в привычный ритм
жизни деревни. В повести много действую-
щих лиц. Ее герои пытаются разобраться
в окружающем, найти для себя какую-либо
точку опоры. Так, Тихон Красов нашел ее
в деньгах, решив, что они дают уверенность
в будущем. Всю свою жизнь он посвящает
накоплению богатства, даже женится из-за
выгоды. Но Тихон так и не находит счас-
тья, тем более, что у него нет наследников,
которым он мог бы передать свое богатство.
Его брат Кузьма, поэт-самоучка, тоже пы-
тается найти правду, глубоко переживая
беды своей деревни. Кузьма Красов не мо-
жет спокойно смотреть на нищету, отста-
лость и забитость крестьян, их неумение
разумно организовать свою жизнь. А собы-
тия революции еще больше обостряют со-
циальные проблемы деревни, разрушают
нормальные человеческие отношения, ста-
вят перед героями повести неразрешимые
проблемы.
Братья Красовы — незаурядные личнос-
ти, ищущие свое место в жизни и пути ее
улучшения не только для себя, но и для все-
го русского крестьянства. Они оба приходят
к критике негативных сторон крестьянской
жизни. Тихона поражает, что в плодородном
черноземном крае может быть голод, разо-
рение и нищета. «Хозяина бы сюда, хозяи-
на!» — думает он. Кузьма же считает причи-
ной такого положения крестьян их глубочай-
шее невежество, забитость, в чем он винит не
только самих крестьян, но и правительствен-
ных «пустоболтов», которые «затоптали, за-
били народ».
Проблема человеческих взаимоотноше-
ний и связи человека с окружающим его ми-
ром раскрывается и в повести «Суходол».
В центре повествования в этом произведе-
нии — жизнь обедневшего дворянского рода
Хрущевых и их дворовых. Судьба Хруще-
вых трагична. Барышня Тоня сходит с ума,
Петр Петрович погибает под копытами коня,
слабоумный дедушка Петр Кириллович
умирает от руки крепостного. Бунин пока-
зывает в этой повести, до какой степени
странными и ненормальными могут быть че-
ловеческие взаимоотношения. Так говорит
об отношениях господ и слуг бывшая кре-
постная няня Хрущевых Наталья: «Над бар-
чуком и дедушкой Герваська измывался, а
надо мной — барышня. Барчук — а, по
правде-то сказать, и сами дедушка — в Гер-
ваське души не чаяли, а я в ней». А к че-
му приводит1 в «Суходоле» такое светлое
чувство, как любовь? К слабоумию, позору
и опустошенности. Нелепости человеческих
взаимоотношений противопоставлена красо-
та Суходола, его широкие степные просторы
с их запахами, красками и звуками. Окру-
жающий мир прекрасен в рассказах Ната-
льи, в заговорах и заклинаниях юродивых,
колдунов, странников, кочующих по родной
земле.
«Нет никакой отдельной от нас природы,
каждое малейшее движение воздуха есть
движение нашей собственной души», — пи-
сал Бунин. В своих.произведениях, проник-
нутых глубокой любовью к России и ее лю-
дям, писатель сумел доказать это. Для самого
писателя природа России была той благо-
творной силой, которая дает человеку все:
радость, мудрость, красоту, ощущение цело-
стности мира:
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит, —
Любовь и радость бытия.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *