ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

...
Голосуйте за сочинение

Комедия «Горе от ума» была написана
в 1824 году. В этом произведении А. С. Грибо-
едов воссоздал правдивую картину русской
жизни первой четверти XIX века: показал
изменения, произошедшие в русском общест-
ве после Отечественной войны 1812 года, от-
разил антикрепостнические воззрения декаб-
ристов. Автор сам придерживался идей дека-
бризма, что подтверждает его комедия и
созданный в ней образ Чацкого.
Александр Андреевич Чацкий показан
А.С.Грибоедовым как передовой человек «ве-
ка нынешнего». Он зло высмеивает пороки
московского общества, характерным предста-
вителем которого является Фамусов. При-
ехав в Москву, Чацкий открывает для себя,
что люди живут по старым законам «матуш-
ки Екатерины» и являются ярыми сторонни-
ками существующего режима. Он категори-
18
чески отрицает порядки, по которым живет
вся Москва, и превосходно понимает свою
несовместимость с этим миром, «веком ми-
нувшим». Он независим, имеет свою точку
зрения на все, что его окружает, а также, в
отличие от фамусовского общества, негатив-
но относится к крепостному праву, которое
калечит судьбы и души людей. Из-за этих
убеждений его холодно и неприязненно встре-
чают в Москве, «дичатся, как чужого».
На протяжении всего действия комедии
автор сталкивает Чацкого с консервативны-
ми кругами московского дворянства. Он по-
казывает явный контраст во взглядах Чацко-
го и его оппонентов на службу, власть, «век
нынешний», «век минувший», иностранцев,
просвещение, народ, нравы.
Александр Андреевич — умный, серьез-
ный, образованный человек («он славно пишет,
славно переводит», «он малый с головой»). Он
презирает низкопоклонство, лживость, при-
творство. Каждая реплика Фамусова, каждый
его монолог, где он выступает защитником
прошлого, вызывают гнев и ярость у Чацкого.
Рассказывая о своем идеале, воплощенном в
Максиме Петровиче (вельможе времени Ека-
терины), который не видел ничего зазорного
и постыдного в лести и’низкопоклонстве, Фа-
мусов убеждает Чацкого учиться на этом при-
мере. Это возмущает Чацкого, так как он стре-
мится служить делу, а не лицам:. «Служить бы
рад, прислуживаться тошно».
В ответ Фамусову и всему его окружению
звучит страстный монолог, в котором грибое-
довский герой сопоставляет «век нынешний»
и «век минувший», старается говорить кон-
кретно и в то же время твердо отстаивает
свои жизненные принципы.
Эпоха Екатерины, которая так по сердцу
Фамусову, в глазах Чацкого является «веком
покорности и страха». Он утверждает, что те-
перь настали иные времена, когда нет желаю-
щих «смешить народ, отважно жертвовать за-
тылком», а причину объясняет следующим:
Хоть есть охотники поподличать везде,
Да нынче смех страшит и держит стыд
в узде;
Недаром жалуют их скупо государи.
Приводя примеры жестокого обращения
дворян с крепостными, Александр Андреевич
протестует против царящего в стране безза-
кония, осуждает помещиков-крепостников,
один из которых обменивает своих верных
слуг-на «борзые три собаки», а они «в часы
вина и драки и честь и жизнь его не раз спа-
сали». А другой барин продает актеров свое-
го театра, крепостных «Амуров и Зефиров»,
поодиночке из-за того, что «должников не со-
гласил к отсрочке».
Уже в этом обнаруживается несовмести-
мость взглядов Чацкого с взглядами не толь-
ко Фамусова, но и всего представленного в
комедии московского дворянства. Для приме-
ра можно взять полковника Скалозуба, воен-
ного карьериста, «созвездие маневров и ма-
зурки». Этот человек глуп, он «слова умного
не выговорил сроду», рассуждает только о
«фрунте и рядах». А когда Фамусов спраши-
вает его об общей знакомой, Скалозуб тупо
заявляет:
Не знаю-с, виноват;
Мы с нею не служили.
Все окружающие относятся к нему с иро-
нией. Так, например, по определению остро-
умной Лизы, служанки Софьи, Скалозуб —
«и золотой мешок, и метит в генералы».
Мечта этого человека — стать генералом,
что очень возможно, так как «вакансии как
раз открыты»:
То старших выключат ‘иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Молчалин, еще один типичный представи-
тель фамусовского общества, также ставит
своей целью карьеру, ему свойственно низко-
поклонство. Он знает, когда нужно поднять
платок, а когда погладить моську влиятельной
старухи. Фамилия Молчалина оправдывается
его поведением. «Вот он на цыпочках и небогат
словами», — говорит о нем Чацкий. Уступчи-
вость и кротость Молчалина, которыми так вос-
хищается Софья, — лишь маска, которая слу-
жит для достижения жизненной цели, а имен-
но, — блестящей карьеры, чинов, богатства.
Высшее счастье он видит в том, чтобы «и на-
гражденья брать и весело пожить». Для этого
он выбрал самый верный путь: лесть, угодниче-
ство. «Он дойдет до степеней известных, ведь
нынче любят бессловесных», — презрительно
бросает Чацкий. Молчалин знает, как ему надо
себя вести, и так определяет свою тактику:
Во-первых, угождать всем людям
без изъятъя —
19
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанъя зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Низкопоклонство и угодничество выше-
стоящим — вот жизненный принцип Молча-
лина, уже приносящий ему известный успех.
«С тех пор как числюсь по архивам, три на-
гражденья получил», — говорит он Чацкому,
прибавляя, что у него есть два таланта: «уме-
ренность и аккуратность».
Внутренний мир Чацкого, его взгляды на
жизнь вступают в противоречие с сутью фа-
мусовского общества. Этот человек не вписы-
вается в него, поэтому неудивительно, что
его в конце комедии объявляют сумасшед-
шим. И перед тем, как уйти, Чацкий говорит
всему «веку минувшему»:
Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним-,
И в нем рассудок уцелеет…
Главный герой покидает дом Фамусова.
В этом обществе ему нет места.
Гончаров в статье «Мильон терзаний» так
сказал об этом: «Чацкий сломлен количеством
старой силы, нанеся ей в свою очередь смер-
тельный удар качеством силы свежей. Он
вечный обличитель лжи, запрятавшейся в по-
словицу: «один в поле не воин». Нет, воин, ес-
ли он Чацкий, и притом победитель, ‘но пере-
довой воин, застрельщик и — всегда жертва».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *