БЫТ И НРАВЫ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РОССИИ (по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)

Голосуйте за сочинение

Творчество одного из самых незаурядных
литературных талантов Николая Васильеви-
ча Гоголя пришлось на мрачную эпоху Нико-
лая I. Это были 30-е годы XIX столетия, ког-
да в России после подавления восстания де-
кабристов царила реакция, все инакомысля-
щие преследовались, лучшие люди подверга-
лись гонениям. Описывая современную ему
действительность, Н. В. Гоголь создает гени-
альные по глубине отражения жизни литера-
турные произведения. В поле зрения писателя
попадают не только провинциальные чинов-
ники и помещики. Темой его творчества ста-
новится вся Россия — на примере нравов
и быта маленького уездного городка.
Про завдысел своей замечательной коме-
дии «Ревизор» Гоголь писал: «В «Ревизоре» я
решился собрать в одну кучу все дурное в
России, какое я тогда знал… и за одним ра-
зом посмеяться над всем». Героями комедии
Гоголь сделал чиновников уездного города.
Благодаря на первый взгляд простому сю-
жетному ходу (проезжего мелкого чиновника
принимают за ревизора) автор во всей полно-
те раскрывает характеры героев, их нравы
и привычки.
Какова же Россия в миниатюре — город,
из которого «хоть три года скачи, ни до какого
государства не доедешь»? «На улицах кабак,
нечистота!» Возле старого забора, «что возле
сапожника …навалено на сорок телег всякого
сору». Церковь при богоугодном заведении,
«на которую назад тому пять лет была ассиг-
нована сумма …начала строиться, но сгорела»…
А как живется «купечеству» да «гражданст-
ву»? Кто обобран, кто выпорот, у кого синяки
на скулах от усердия Держиморды; арестанты
не кормлены, в больницах вонь и больные «все
как мухи выздоравливают».
Узнав о предстоящем визите государст-
венного инспектора, чиновники города тут же
пытаются навести порядки в своем городе.
Но к чему сводятся их усилия? К соблюде-
нию внешних приличий (снятие охотничьего
арапника, висевшего в присутствии, уборки
улицы, по которой поедет ревизор). «Насчет
же внутреннего распоряжения и того, что на-
зывает в письме Андрей Иванович грешками,
я ничего не могу сказать. Да и странно гово-
рить: нет человека, который бы за собою не
имел каких-нибудь грехов. Это уж так самим
Богом устроено», — говорит городничий.
Таким образом, Гоголь показывает, что
быт провинциального города определяется
394
отношением чиновников к своей службе. Мы
видим, что те, кто в силу своего обществен-
ного долга призван противостоять беззако-
нию и заботиться о благе горожан, погрязли
во взяточничестве, попойках, картежных иг-
рах и сплетнях. Городничий, например, с
гордостью объявляет: «Тридцать лет живу
на службе! Трех губернаторов обманул!» Ему
вторит судья: «Я говорю вам откровенно, что
беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенка-
ми. Это совсем иное дело». Почтмейстер, вы-
слушав поручение («всякое письмо этак не-
множко распечатать»), наивно признается:
«Знаю, знаю, этому не учите, это я делаю не
то чтоб из предосторожности, а больше из
любопытства: смерть люблю узнать, что есть
нового на свете».
Все созданные Гоголем в комедии «Реви-
зор» образы чиновников воплощают типичные
черты, характерные для государственных
служащих николаевской России. Помимо по-
шлости и двуличия, они отличаются крайне
низкой образованностью. Мы видим, что са-
мым «начитанным» из персонажей является
судья Ляпкин-Тяпкин — за всю свою жизнь
он прочел пять или шесть книг и «поэтому не-
сколько вольнодумен».
Полная беспринципность, корыстный рас-
чет, злоупотребление служебным положени-
ем — таковы нравы уездного чиновничества.
Интересно, что казнокрадство, взяточничест-
во, грабеж населения — эти ужасные по своей
сути пороки — показаны Гоголем как по-
вседневные и даже вполне закономерные яв-
ления.
И вот в городе инкогнито появляется реви-
зор, представляющий собой опасность для
всех чиновников, но особенно для городничего.
Ведь с него первый спрос, да и грехи у него по-
серьезнее: в руки плывут не только «шубы и
шали» да «кули товаров от купцов», а и госу-
дарственная казна, средства, отпущенные на
благоустройство города, на социальные нуж-
ды. А это скорым распоряжением не попра-
вишь: «не вывезешь горы мусора, не прикро-
ешь соломенной вехой пустот и развалин,
не выстроишь церковь, а главное — не заста-
вишь молчать всех обиженных».
Комичность ситуации состоит в том, что
в гостинице живет не ревизор, а жалкий
«елистратишка», промотавший в Петербурге
все свои деньги. А чиновники перед ним тре-
пещут. Не распознал «фитюльку», «пустыш-
ку» и сам городничий. Каждую реплику пере-
пуганного Хлестакова еще более перепуган-
ный Антон Антонович воспринимает совсем в
ином смысле. То, что Хлестакова приняли за
ревизора, говорит о том, в какой степени чи-
новники запуганы такими проверяющими. Тем
самым Гоголь подчеркивает, что для России
в те времена инспекторские наезды инкогни-
то были обычным явлением.
И конечно, ревизора повсюду встречали
так, как встретили Хлестакова: ему была да-
на взятка, а еще гостя нужно было подпоить,
чтобы разведать все окончательно. Кто из
ревизоров отказывался от вкусного угоще-
ния! В конце концов события оборачиваются
таким образом, что ревизор уже «фельдмар-
шал», зять Антона Антоновича и покровитель
семейства…
Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» сразу же
стала одним из самых популярных произведе-
ний своего времени, что свидетельствует о
близости к жизни описанных в ней событий и
реалистичности персонажей. Говорят, что да-
же сам царь Николай I, увидев уездных чи-
новников, сказал, что уже имел возможность
раньше видеть их — в комедии Гоголя «Реви-
зор». И действительно, созданный в этом ли-
тературном шедевре «малый мир» не предпо-
лагает, что за его пределами существует мир
иной, отличающийся от этого. Не случайно
сам автор комедии называл город, в котором
происходит действие, «сборным городом всей
темной стороны».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *