БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (2 вариант)

загрузка...
Голосуйте за сочинение

Каждый человек в своей жизни не раз задумывается о будущем. Так было всегда. В трактатах многих философов древности мы мо­жем встретить их предсказания грядущего.

Интерес к будущему не угасает и по сей день. Люди всегда оста­ются людьми, и новейшие открытия науки только повышают эту тягу к знаниям. Ведь чем больше мы узнаем, тем больше остается скрытого, неизвестного и загадочного.

Литература и искусство всегда были и остаются зеркалом чело­веческих мыслей, чувств и стремлений. Поэтому такая важная те­ма не могла не найти отражения в произведениях искусства.

Вспомним, например, живописные произведения авангардистов: автопортрет Пикассо, «Черный квадрат» Малевича. Обратимся к современной музыке: музыке Мессиана и Долебровской.

 

Уже само слово «авангард» говорит об их творчестве. Они, иду­щие впереди, уже сделали шаг в будущее.

Не всегда современники способны оценить и понять их творче­ство, но люди будущего, безусловно, примут его как свое.

Почти в каждом литературном произведении можно увидеть элементы прогноза будущего. Но, бесспорно, самым ярким отраже­нием мыслей о предстоящем является фантастика.

В современной фантастике перед читателем проходит череда со­вершенно нереальных, порою даже чудовищных, часто доходящих до абсурда образов. Поэтому мы остановимся на произведениях на­учной фантастики.

Не раз уже случалось так, что предсказанное в книгах сбыва­лось. Вспомним произведения Жюля Верна: полеты на Луну и пу­тешествия в подводном мире стали почти повседневными.

В научной фантастике о будущем можно выделить две большие группы: произведения-утопии и антиутопии, то есть положитель­ные и отрицательные прогнозы будущего.

В произведении Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начинается в субботу» главный герой совершает путешествие в опи­сываемое будущее. В его рассказе об увиденном — ретроспектива всего, что было написано о предстоящих временах.

Уже в самом начале путешествия герой замечает, что Земля раз­делена на два мира неразрушимой стеной: мир утопии и мир анти­утопии. Эта стена остается на планете до «конца света».

На «Земле Положительно Программируемого Будущего» герой встречает мальчика, совсем еще маленького ребенка. После недол­гой беседы с ним герой думает: «Неужели дети будут такими — по­слушными и невозмутимыми, мыслящими стандартными фраза­ми?» А ведь это — положительное предсказание!

Герои многих произведений польского писателя Конрада Фиал-ковского — тоже молодежь, студенты. Но они совсем другие: жи­вые и непосредственные, радостно и с надеждой смотрящие в буду­щее. Но и на их долю выпадают сложные испытания.

Герои рассказа «Нулевое решение», Эми, Корот и Нор, попада­ют в катастрофу на лунной станции. Отрезан путь к запасам кисло­рода, нет связи с главной базой.

В этой экстремальной ситуации раскрываются неожиданные черты характера каждого: смелость и решительность Нора, самооб­ладание и выдержка Эми, трусость Корота. Но, как и свойственно людям, они не осознают опасности до конца, думают о привычных вещах: «Так что же мы будем делать?! На будущей неделе мне нужно быть на семинаре…» — говорит один из них.

Но постепенно героев охватывает паника, они не могут найти выход из сложившегося положения…

«Хватит необдуманных решений!» — вдруг раздается голос на станции…

Оказывается, что сложное испытание, выпавшее на долю геро­ев, не что иное, как проверка, экзамен.

Так как Эми, Корот и Нор не внесли конструктивных идей, их группу отнесли к «группе нулевых решений». Учитель ребят ска­зал им на прощание:   «В космосе… нельзя ошибаться.  Каждая

 

ошибка — последняя. На экзамене еще можно ошибиться раз. Один раз».

Это произведение было написано до того, как человек вышел в космос. А ведь сколько космонавтов погибло из-за необдуманных решений.

Место человека во Вселенной — основная тема рассказов Фиал-ковского. Она звучит и в других его произведениях. Писатель заду­мывается о том, что человечество не одиноко в космическом про­странстве. «Ты когда-нибудь задерживался, чтобы посмотреть на воробьев? Наверно, нет. Они слишком распространены, чтобы обра­щать на них внимание… и, как знать, может, мы и есть такие во­робьи в нашей Галактике…* — размышляет один из героев.

Когда-нибудь настанет время, и человечество достигнет таких’ вершин знания, что люди смогут покорить время и пространство, встретить «братьев по разуму».

И тогда перед человечеством встанет вопрос: имеем ли мы пра­во, изменяя что-то в прошлом, тем самым влиять на будущее. Име­ем ли мы право вмешиваться в ход истории других планет, строя жизни их обитателей по своим меркам и понятиям?!

Об этом и рассуждают Аркадий и Борис Стругацкие в романе «Трудно быть Богом». Трудно быть Вершителем: решать судьбы людей и нести ответственность за последствия.

Жизнь на планете, о которой рассказывают Стругацкие, не всег­да укладывается в схемы, разработанные на Земле, в пыльных ка­бинетах, вдали от непредсказуемой реальности чужих планет.

Что делать герою, если нет руководства в учебнике?! Ответ один. Нужно действовать по велению сердца, души. Поэтому Рума-та Эсторский, или Антон на Земле, так долго не может оправиться от глубоких переживаний, вернувшись домой.

В этом чужом для человека мире герой приобрел прекрасных друзей, талантливых и добрых. Там он полюбил девушку. Румата хотел увезти ее на Землю, подальше от жестокостей суровой плане­ты, но она погибла, вдохнув лишь немного светлого счастья с лю­бимым человеком.

Любовь двух существ с разных планет доказывает, что во Все­ленной одинаково важны такие человеческие качества, как любовь и дружба, верность и преданность, справедливость и доброта.

Потому человечество должно стараться пронести в будущее все светлое и прекрасное, накопленное веками, а пороки оставить в прошлом.

Этой мыслью пронизаны все произведения И. Ефремова. В своей повести «Сердце Земли» фантаст повествует о людях, затерявших­ся в просторах космоса из-за поломки двигателей.

Эти люди почти идеальны, все они ведут себя честно и благород­но, самоотверженно. Конечно, обычный человек не может быть бе­зупречным, но к идеалу нужно стремиться.

Посланниками Земли в другие миры должны быть ее лучшие люди.

Почему же человеку не дано знать свое будущее?

Наверное, потому, что человек должен идти по пути самоусовер­шенствования, с каждым шагом поднимая перед собой планку на-

 

меченной цели все выше и выше, стараться достигнуть максималь­но возможного.

Потому что трудно жить в постоянном страхе перед неизбежны­ми опасностями в грядущем.

Потому что радость успеха не будет полной, если знать о нем за­ранее.

И потому что трудно жить и быть обреченным на что-то, пусть самое прекрасное, но неизбежное!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *