«БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ» (По произведениям А. С. Пушкина, А. И. Куприна, М. А. Булгакова)

...
Голосуйте за сочинение

В нашей литературе всегда бы­ла жива идея самопожертвования и такие уже до боли знакомые, но никогда не тускнеющие понятия, как долг, благородство, ответст­венность, честь.

В. Каверин

Сегодня, как никогда, следует задуматься над словом «честь». Первый раз я столкнулась с пословицей «Береги честь смолоду», когда читала повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Уже тогда я попыталась разобраться в смысле услышанного. Мы много спорили дома, в классе, каждый доказывал свою точку зрения.

Шли годы. Читая разные литературные произведения, я неволь­но возвращалась к этой мудрой мысли. Когда нам прочитали темы сочинений, сомнений при выборе у меня не возникло. Я выбрала эту тему, потому что вопрос чести волновал меня всегда.

«Береги честь смолоду» — это эпиграф к повести А. С. Пушки­на «Капитанская дочка». Каждое слово из этого эпиграфа обладает глубоким смыслом. Береги — значит храни, не теряй в течение всей жизни. Невозможно подобрать лишь одно определение к слову «честь». В словаре Ожегова дано объяснение: «честь:

  1. Достоинство, высокое общественно-моральное состояние, вы­
    зывающее общее уважение.

    1. Целомудрие, непорочность.
    2. Почет, уважение».

Я сразу же вспомнила полюбившегося героя Пушкина, Петра Гринева. Отправляясь на службу, он получил наказ от своего отца: «…служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отго­варивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смоло­ду»-

5-1919                                                        129

 

Несмотря на свою молодость, Гринев прочно усвоил ‘совет отца. Читая повесть, я следила за становлением характера, за теми ис­пытаниями, которые выпали на его долю. И я видела, что поня­тие «честь» для Гринева стало в жизни важнее всего. Даже перед лицом смерти, когда Пугачев решал его судьбу, Гринев не спасо­вал.

Когда я слышу слово «честь», то невольно возникает ассоциа­ция с понятием «русский офицер». Не случайно бытуют такие со­четания: «честь имею», «человек чести», «отдать честь». К жизни русского военного человека обращались многие писатели. Среди них такие, как А. С. Пушкин (в повести «Капитанская дочка»), А. И. Куприн (в повести «Поединок»), М. А. Булгаков (в романе «Белая гвардия»). В своих произведениях они пытались показать проблемы жизни русских офицеров. А. Куприн в своей повести «Поединок» писал о буднях армейской жизни, воспроизводил об­становку бесконечной муштры. Куприн показывает, что русские офицеры несли службу как «принудительную неприятную барщи­ну», не любили ее, тяготились ею. Командиры, обремененные мно­гочисленными заботами, долгами, расходами, превышающими ми­зерное жалованье, задерживали денежные солдатские письма, не­чисто играли в карты. Куприн описывает жестокость начальства, случаи самоубийства в солдатской среде. Но между тем по своим природным задаткам офицеры у Куприна совсем не бездушные зло­деи. Их образы даны писателем в двойном освещении. Самодержав­ный режим прогнил, недуги, болезни армейской среды — лишь ча­стное проявление болезни всего общества.

Главный герой произведения — подпоручик Романов. Именно он ощущает ту пропасть, которая отделяет его от праздной богатой публики, и он начинает задумываться над причинами этого бедст­венного положения. Армейская служба превращается в обязан­ность, нудную, подневольную. Никто «в службу не верит и разум­ной цели этой службы не видит». Гибель героя неизбежна: «армей­ская знать», создавшая миф о «чести мундира», о своей исключи­тельной роли в жизни страны, ополчается против каждого, кто от­важится этот миф разоблачить.

Совсем другое отношение к военной службе у героев романа М. А. Булгакова «Белая гвардия». Белая гвардия — это в основ­ном «господа офицеры», для которых честь, совесть, воинский долг, рыцарское отношение к женщине — неистребимые вечные понятия. На долю главного героя выпадают наиболее мучительные переживания и сомнения. Но он остается верен себе и своим прин­ципам, он дорожит офицерской честью и старается ее не потерять. Он не хочет бежать и не может этого сделать не только потому, что он ответствен за семью, но главным образом потому, что он не может предать свою Родину, не может оставить близких ему лю­дей, не может выйти из войны, как это сделал Тальберг. «О, чер­това кукла, лишенная малейшего понятия о чести! Все, что ни го­ворит, как бесструнная балалайка, и это офицер русской военной академии. Это лучшее, что должно быть в России…» Алексей Тур­бин как истинный офицер думает прежде всего не о себе и даже не о других, а о России, о своей чести. Турбин — военный врач, он о

 

политике заботится мало. Принимая присягу, верит, что может че­стно служить, но не на благо кого-то «наверху», а на благо своей Родины, которую он любит и уважает. Когда начинается действие романа, Алексей уже понимает, что рушится то, чем жила вся их семья, что потеряно было главное: русский начал воевать с русски­ми, забыв о чести. Но Алексей, в отличие от многих, не паникует, он просто трезво оценивает происходящее и пытается найти свое место в той жизни, которая настает. «Русь — страна деревянная, нищая и… опасная, и русскому человеку честь — только лишнее бремя», в этих словах обида, боль, страдание за судьбу своего на­рода.

В доме Турбиных часто ведутся разговоры о происходящем в России. Мы задумываемся над словами Мышлаевского: «На Руси возможно только одно: вера православная, власть самодержавная!* Со страниц романа с нами говорят настоящие офицеры, которые, если потребуется, отдадут свою жизнь до последней капли крови. Но я больше чем уверена, что единственное, чего они не сделают, так это не потеряют своей чести. Крупным планом показан полков­ник Малышев, погибший во время наступления Петлюры, полков­ник Най-Турс, прикрывающий отход своих солдат. Это действи­тельно настоящие русские офицеры, для которых «честь» не пус­той звук, а смысл всей жизни!

Читая литературные произведения, я невольно смотрю на своих сверстников и сравниваю их с любимыми героями. Конечно, сегод­ня совсем другое время. Все вокруг сильно изменилось. Совсем иначе воспринимается понятие чести.

Что делать, когда люди, вместо того чтобы заступиться за свою поруганную честь, молчат? Мы часто спорим с подругой, как нуж­но себя вести в той или иной ситуации. После одной из ссор я на­писала стихи, которыми хотела бы закончить свою работу:

Вся наша подлость — налицо.

Но мне одно лишь непонятно:

ах, неужели так приятно,

когда тебе плюют в лицо.

Как это можно, не стыдясь,

лить на себя такую грязь

и слушать ложь, развесив уши,

когда плюют нам прямо в душу?!

Тебе твердят с недавних пор,

что зверь, разбойник ты и вор;

уж кое-кто тебе сказал,

что красный свет зеленым стал…

И тот, кого ты защищал,

тебя опять оклеветал.

Коль счастья хочешь ты вдали,

не верь обманщикам лукавым.

Но вечно будешь ты неправым,

не встав за честь родной земли.

Я хочу верить, что возродятся былые понятия чести, благород­ства. Тогда каждый человек сможет с гордостью сказать: «Честь имею!»


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *