АРКАДИЙ И БАЗАРОВ

Голосуйте за сочинение

После выхода в свет в 1862 году роман
Тургенева «Отцы и дети» вызвал буквально
шквал критических статей. Ни один из об-
щественных лагерей не принял новое произ-
ведение Тургенева. Либеральная критика не
могла простить писателю того, что предста-
вители аристократии, потомственные дворя-
не изображены иронически, что «плебей» Ба-
заров все время издевается над ними и мо-
рально оказывается выше их.
Демократы восприняли главного героя ро-
мана как злую пародию. Критик Антонович,
сотрудничавший с журналом «Современник»,
назвал Базарова «асмодеем нашего времени».
Но все эти факты, как мне кажется, как раз
и говорят в пользу И. С. Тургенева. Как на-
стоящий художник, творец, он сумел угадать
веяния эпохи, появление нового типа, типа
демократа-разночинца, который пришел на
смену передовому дворянству.
Главная проблема, поставленная писате-
лем в романе, уже звучит в его названии:
«Отцы и дети». Это название имеет двойной
смысл. С одной стороны, это проблема поко-
лений — вечная проблема классической лите-
ратуры, с другой — конфликт двух социаль-
но-политических сил, действовавших в Рос-
сии в 60-е годы: либералов и демократов.
Действующие лица романа группируются
в зависимости от того, к какому из социаль-
но-политических лагерей мы можем их отнес-
ти. Но дело в том, что главный герой Евгений
Базаров оказывается единственным предста-
вителем лагеря «детей», лагеря демократов-
разночинцев. Все остальные герои находятся
во враждебном лагере.
Центральное место в романе занимает фи-
гура нового человека — Евгения Базарова.
Он представлен как один из тех молодых де-
ятелей, которые «драться хотят». Другие —
люди старшего поколения, которые не разде-
ляют революционно-демократических убеж-
дений Базарова. Они изображены мелкими,
слабовольными людьми с узкими, ограничен-
ными интересами.
В романе представлены дворяне и разно-
чинцы двух поколений — «отцов» и «детей».
Тургенев показывает, как действует демо-
крат-разночинец в чуждой ему среде. В Ма-
рьине Базаров — гость, который отличается
своим демократическим обликом от хозяев-
помещиков. И с Аркадием он расходится в
главном — в представлении о жизни, хотя по-
началу они считаются друзьями. Но их взаи-
моотношения все-таки нельзя назвать друж-
бой, потому что дружба невозможна без взаи-
мопонимания, дружба не может быть основана
на подчинении одного другому. На протяже-
нии всего романа наблюдается подчинение
слабой натуры более сильной: Аркадия — Ба-
зарову. Но все-таки Аркадий постепенно при-
обретал свое мнение и уже переставал слепо
повторять за Базаровым суждения и мнения
нигилиста. В спорах он не выдерживает и вы-
ражает свои мысли. Однажды их спор дошел
чуть ли не до драки.
Разница между героями видна в их пове-
дении в «империи» Кирсанова. Базаров зани-
мается работой, изучением природы, а Арка-
дий сибаритствует, ничего не делает. То, что
Базаров человек дела, видно сразу по его
красной обнаженной руке. Да, действитель-
но, он в любой обстановке, в любом доме ста-
рается’ заниматься делом. Главное его де-
ло — естественные науки, изучение природы
и проверка теоретических открытий на прак-
тике. Увлечение науками является типичной
чертой культурной жизни России 60-х годов,
значит, Базаров идет в ногу со временем. Ар-
кадий — совершенная противоположность.
Он ничем не занимается, из серьезных дел
его ни одно по-настоящему не увлекает. Для
него главное — уют и покой, а для Базаро-
ва — не сидеть сложа руки, трудиться, дви-
гаться.
Совершенно разные суждения складыва-
ются у Них в отношении искусства. Базаров
отрицает Пушкина, причем необоснованно.
Аркадий пытается доказать ему величие по-
эта. Аркадий всегда аккуратный, опрятный,
хорошо одет, у него аристократические мане-
ры. Базаров же не считает нужным соблю-
дать правила хорошего тона, столь важные в
дворянском быту. Это сказывается во всех
его поступках, привычках, манерах, речах,
внешнем виде.
Крупное разногласие возникло между
«друзьями» в разговоре о роли природы в
жизни человека. Здесь уже видно сопротив-
ление Аркадия взглядам Базарова, постепен-
но «ученик» выходит из-под власти «учите-
ля». Базаров ненавидит многих, а у Аркадия
нет врагов. «Ты, нежная душа, размазня», —
говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже
‘не может быть его сподвижником. «Ученик»
не может жить без принципов. Этим он очень
близок к своему либеральному отцу и Павлу
Петровичу. Зато Базаров предстает перед
нами как человек нового поколения, которое
пришло на смену «отцам», не способным ре-
шить основные проблемы эпохи. Аркадий —
человек, принадлежащий старому поколе-
нию, поколению «отцов».
Писарев очень точно оценивает причины
разногласий между «учеником» и «учите-
лем», между Аркадием и Базаровым: «Отно-
шение Базарова к его товарищу бросает яр-
кую полосу света на его характер; у Базаро-
ва нет друга, потому что он не встретил еще
человека, который бы не спасовал перед йим.
Личность Базарова замыкается в самой себе,
потому что вне ее и вокруг нее почти нет во-
все родственных ей элементов».
Аркадий хочет быть сыном своего века
и напяливает на себя идеи Базарова, которые
решительно не могут с ним срастись. Он при-
надлежит к разряду людей, вечно опекаемых
и вечно не замечающих опеки. Базаров отно-
сится к нему покровительственно и почти
всегда насмешливо, он понимает, что их пути
разойдутся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *