А. С. ПУШКИН И РУССКИЕ ЦАРИ

загрузка...
Голосуйте за сочинение

А. С. Пушкин родился, когда Россией пра-
вил император Павел. Молодость его прошла
при Александре I. Вторая половина его жиз-
ни выпала на время правления Николая I. Но
не эти цари больше всего занимали мысли по-
эта. Ему был очень близок образ властителя
Петра I.
Личностью Петра I А. С. Пушкин интере-
совался на протяжении всей жизни. Одно из
первых стихотворений, посвященных петров-
ской теме в лирике Пушкина, — это стихо-
творение 1826 года «Стансы».
1826 год — начало правления Николая I.
Николай I еще никак не проявил себя, никто
с точностью не мог сказать, как он будет пра-
вить. Пушкинское же стихотворение является
своеобразным наказом Николаю I. Петр I при
этом воспринимается А. С. Пушкиным как
почти идеальный монарх; соответственно, он
ставится Николаю в пример.
Практически все стихотворение есть сплош-
ное восхваление Петра. В некоторых отдель-
ных строках слышится недовольство Алек-
сандром. Оно, конечно, завуалировано.
Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенъе,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье…
Если Петр «сеял», «не презирал» и «знал»,
то кто-то не следовал его примеру. Иначе за-
чем говорить об этом? Современникам нетруд-
но было догадаться, о ком шла речь.
Таким образом, в стихотворении появля-
ются два полюса: положительный (Петр) и от-
рицательный (Александр).
Пушкин хочет видеть Николая таким же
идеальным монархом, каким был Петр:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Последняя строфа заключает в себе пря-
мое наставление Николаю:
Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд
И памятью, как он, незлобен.
Видя сходство в началах царствований
Петра и Николая, Пушкин пишет:
…Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Может показаться, что Пушкин прощает
Николаю расправу с декабристами. Аналогия
с началом петровского правления на первый
взгляд оправдывает Николая и дает надежду
на «славу и добро». Но едва ли Пушкин мог
простить гибель своих друзей. Скорее всего
Пушкин хотел сказать, что Петр, начав с
казней, сделал для России очень много хоро-
шего, чему должен последовать Николай.
Только деятельность во благо своего наро-
да может искупить первоначальную жесто-
кость царя.
В повести «Арап Петра Великого» (1827)
Пушкин продолжает развивать тему занято-
сти, работоспособности, увлеченности Петра I.
Петр в повести привозит Ибрагима в строя-
щуюся столицу, которая «подымалась из бо-
лота по манию самодержавия…». Петр при-
нимает участие в постройке города, работает
целыми днями. Кроме того, А. С. Пушкин до-
полняет представление о Петре как зачина-
теле всего нового еще и тем, что Петр женит
Ибрагима, создает новую семью. И до этого
ему дело!
Продолжение петровской темы в творче-
стве Пушкина можно найти в поэме «Полта-
ва» (1828—1829). «Полтава» начинается как
традиционная романтическая поэма. Но по-
степенно любовная история отходит на вто-
рой план, а романтический герой оказывает-
ся однозначным негодяем.
После сцены казни романтический мотив
исчезает практически бесследно, он появится
еще раз во время сцены безумия Марии. Цен-
тром же поэмы оказывается описание Полтав-
ской битвы. Петр I становится центральной
фигурой произведения.
Обращает на себя внимание резкая смена
интонаций в описаниях Петра и Карла.
…Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь, как Божия гроза…
…Несомый верными слугами
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.
Возникает ощущение противостояния энер-
гии, динамики Петра пассивности, статике Кар-
ла. Это несколько раз подчеркивается в тексте.
Значительность роли Петра I в поэме под-
тверждает эпилог. Через сто лет после Пол-
тавской битвы не осталось ничего «от силь-
ных, гордых сих мужей». Но в истории остал-
ся Петр. Поэтому Петр I становится, можно
сказать, идеальным героем.
В стихотворении 1835 года «Пир Петра I»
обращает на себя внимание необычность опи-
сания событий. Особенности лексики и спе-
цифика размера (четырехстопный хорей) со-
здают отчетливое впечатление сказочности
всего происходящего. Соответственно мифо-
логизированной оказывается и фигура Петра.
На первый план выходит мотив необыкновен-
ной доброты Петра.
…Ом с подданным мирится;
Виноватому вину
Отпуская, веселится;
Кружку пенит с ним одну;
И в чело его целует,
Светел сердцем и лицом;
И прощенье торжествует,
Как победу над врагом.
А. С. Пушкину, который во второй поло-
вине 20-х годов становится ярым государст-
венником и моделирует идеального монарха,
очень важна идея отпущения «виноватому
вины». Заслуги и подвиги Петра I оказыва-
ются не более существенны, чем его человеч-
ность и демократичность (насколько так во-
обще можно сказать о Петре).
«Медный всадник» стоит особняком по отно-
шению к остальным произведениям А. С. Пуш-
кина, связанным с петровской темой, где после-
довательно развивается один и тот же, по сути,
взгляд на Петра I. Здесь же проблема представ-
лена в несколько другом ракурсе.
В большинстве своих произведений
А.С.Пушкин восхваляет Петра, но в поэме
«Медный всадник» впервые появляется во-
прос: так ли уж идеален Петр на самом деле?
Город Петра I стоит на ненадежном мес-
те. Этот город, безусловно, нужен России, го-
сударству, но люди страдают из-за опасного
расположения Петербурга. И этого достаточ-
но для того, чтобы ценность создания этого
города подверглась сомнению.
Личная проблема одного человека способ-
на противостоять общественному интересу.
Наводнение оказывается подобием конца
света для жителей Петербурга. И этой беде
противопоставляется символ власти — Мед-
ный всадник, которому и дела-то нет до бед-
ного Евгения и до страдающих горожан:
Над возмущенною Невою
Стоит, с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.
Кумир в данном случае — ложный Бог,
это государственная власть, присвоившая се-
бе божественные прерогативы. Казалось бы,
Петр становится отрицательным героем, но
нельзя забывать о прологе поэмы.
Историческое обрамление и появляющий-
ся в «Медном всаднике» мотив безусловной,
безоговорочной любви к Петербургу («Люблю
тебя, Петра творенье…») дают второй вариант
прочтения поэмы.
Эти два прочтения заложены А. С. Пуш-
киным изначально. И он не предлагает вы-
бирать только одно из этих прочтений.
А. С. Пушкин не дает прямого ответа на во-
прос, а лишь позволяет читателю увидеть
Петра I в новом качестве и самому дать ему
оценку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *